Патинирование – это техника «состаривания» поверхности металла или дерева, которая достигается путем нанесения красителей на основе различных кислот. В результате изделия приобретают особый шарм, дух старины. Рабочие поверхности перед проведением манипуляций приводят в порядок, затем обрабатывают специальной грунтовкой из баллончика, позволяющей краске лучше закрепиться на поверхности. Патинирование металла требует времени и терпения, о том, как нанести краску-патину на поверхность и какой эффект можно получить, рассмотрим далее.
Что понадобится для работы
Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.
Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:
- патина понравившегося вам цвета (в порошке);
- жидкий растворитель;
- кисть (размер 2-3) или губка;
- небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
- изделие из металла, которое вы хотите декорировать.
Обратите внимание на технику безопасности!Средства для патинирования подразумевают работу с химическими окислителями, растворителями и требуют особой аккуратности.
Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!
Защищайте свои руки! Патинируют всегда в перчатках.
Что такое патинирование
Патинируют не только мебель, но деревянные двери, окна, рамы картин и даже полы. Также таким образом реставрируются кухонные фасады, обеденные группы и спальные гарнитуры. Самый распространенный вариант — белая мебель, декорированная патиной, в стиле классика, прованс или средиземноморском.
Патина может быть белой, цветной, темной и металлической, имитирующей золото, серебро, бронзу или медь. Часто на белом гарнитуре используется молочная краска с позолотой — этот вариант самый популярный для мебели в классическом стиле.
На фото еще один популярный вариант — благородная патина шампань на белом фоне. Такое решение также будет прекрасно смотреться в помещении в классическом стиле.
Патинирование как процесс представляет собой нанесение разных составов на поверхность мебели или обычного дерева. Наибольшую сложность представляют углы, углубления и грани — на них затруднительно нанести состав ровным слоем. Таким образом обрабатывается мебель из массива твердых и даже мягких пород дерева: дуба, березы, сосны, бука и других.
Если в естественной среде патина возникает только на мебели из натурального дерева, то современные технологии позволяют состарить даже панели МДФ или ДСП.
Стоит понимать, что искусственное патинирование скорее является обычным окрашиванием с целью придания мебели антикварного вида. В домашних условиях не используются химические составы, которые могли бы изменить структуру дерева, поэтому при неудачном результате краску без проблем можно удалить — это, конечно, плюс для новичков. Снятие патины производят шлифмашинкой или наждачкой, как на следующем видео.
Снятие патины
Цвета патинирования
На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:
- Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.
- Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.
- Темно-серый на серебряных изделиях.
Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:
- состаренное серебро;
- натуральная или окисленная медь;
- червонное золото.
Также доступны более яркие радикальные цвета, например, синий, сиреневый, красный, позволяющие добиться оригинального эффекта на поверхности различных металлов.
Подготовка поверхности
Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.
Все заусенцы необходимо удалить, сколы, выбоины зашпатлевать и зашлифовать наждачной бумагой (сначала грубой, затем более мелкой).
Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.
Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта.
Техника нанесения краски-патины
Состаривать металл можно двумя способами: наносить патину при помощи кисти или губки. Набирая растворенную краску на кончик кисти, вы можете добиться совершенно разной текстуры, направленных мазков и различной глубины прокраски. Не мочите кисть перед началом работы, она должна быть обязательно сухой, мокрая кисть даст подтеки и капли на обрабатываемом металле.
Не берите слишком большую или маленькую кисточки – оптимальный размер щетины 2-3 см. Губка дает эффект «запыления», но не прижимайте её слишком сильно, иначе на обрабатываемой поверхности отпечатаются поры.
Держите наготове салфетку с растворителем и немного основной краски, которой окрашено изделие. Работа с патиной должна быть практически безошибочной. Повторное нанесение патины на металл на одно и тоже место дает некрасивый «плоский» эффект. При окрашивании отдельных элементов будьте аккуратны: если вы случайно «мазнули» рядом, просто закрасьте этот участок фоновой краской.
На видео: нанесение патины на металл.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Марриэтта
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Потолочная розетка — золочение и создание эффекта патины. 3 мастер-класса
Если вы любите эффект старины, роскошь и блеск золота в интерьере — заходите, данная публикация именно для вас) Ниже вы сможете ознакомиться с тремя мастер-классами по декорированию потолочной розетки из пенопласта: при помощи золочения поталью, акриловой золотой краской и с применением эффекта патины
Прежде чем вы начнете знакомиться с идеями декорирования и золочения поталью потолочной розетки для украшения интерьера, хочу сделать маленькое, но весьма приятное отступление, касающееся нашего отпуска, который уже не за горами) Если вы еще не определились с выбором страны для отдыха и путешествия, приглашаю вас заглянуть на страницы сайта — портала о детском и семейном отдыхе Кidpassage. Здесь вы найдете много полезной и интересной информации о курортах, отелях и детских лагерях. Одна из статей расскажет вам о развлечениях в Турции, вы узнаете, какие достопримечательности анталии (турция) пользуются особой популярностью у туристов. Данный сайт поможет вам определиться с выбором страны и места для отдыха вместе с детьми, загляните)
Итак, начнем с техники декорирования, которая позволяет любой предмет превратить в золото. Эта техника, называемая сусальным золочением, позволяет нам создать подобие металла на любой поверхности, посредством приклеивания тончайших листов металлической фольги, имитирующей драгоценные металлы. В оформлении интерьера золочение применяется, как способ подчеркнуть различные элементы декора на мебели, картинных рамах, частях фриза, вазах, подсвечниках и других предметах.
Сусальное золото различных оттенков имитируют потали, изготовленные из бронзовых сплавов, серебро – из алюминия. Поталь представлена в листах, обрезках листов, а также в виде крошки листов фольги. Сравнительно недавно появился новый вид таких материалов – так называемая разноцветная поталь. Эти новые материалы значительно расширяют возможности при декорировании разных предметов и поверхностей со всей полнотой показывая благородство металла и его характерный блеск, переходящий от теплого оттенка золота к холодному, лунному оттенку серебра.
Розетка потолочная, изготовленная из пенопласта, задекорированная под натуральную лепку из гипса с элементами золочения. Для золочения я использовала следующие материалы: 1. Розетка потолочная из пенопласта; 2. Акриловый грунт фирмы Maimeri Gesso №617; 3. Поталь светло-золотого цвета фирмы Maimeri; 4. Клей водно-акриловый мордан; 5. Лак-шеллак; 6. Кисть из мягкой синтетики; 7. Небольшой кусочек мягкой ткани.
Для начала необходимо подготовить поверхность. Чтобы придать сходство розетки из пенопласта с розеткой из гипса покрываем всю поверхность розетки акриловым грунтом. В своей работе я использовала акриловый грунт фирмы Maimeri Gesso №617.
Грунт наносим в 2 слоя с интервалом в 30 минут между слоями для обеспечения полного высыхания. Также эта процедура нужна, чтобы подготовить поверхность розетки к наклеиванию фрагментов потали.
После высыхания грунта при помощи мягкой кисти равномерно наносим клеящий состав. Для этого очень хорошо подходит водно-акриловый мордан фирмы Maimeri №762.
Клей наносится только на те участки розетки, которые будут декорироваться.
По истечении не менее 20 минут на проклеенную поверхность наносится поталь, при помощи очень мягкой кисти. Нежно прикасайтесь к листу для того, чтобы покрыть все углубления. Необходимо полностью перекрыть всю поверхность, подлежащую золочению. Не беспокойтесь, если листы потали имеют тенденцию к разрывам, это характерно для этой техники нанесения. Листы потали лучше аккуратно перенести на обрабатываемую поверхность широкой мягкой кистью из синтетики. Действовать нужно очень внимательно и аккуратно, поскольку уже наложенное золото Вы не сможете ни подвинуть, ни убрать без его деформации. Если Вы работаете с листовым материалом, то его необходимо накладывать, стараясь покрыть как можно большую поверхность.
Мелкие детали золотят, как правило, оставшимися от больших листов кусочками. По закрытой поталью поверхности можно пройтись куском мягкой хлопковой ткани, не сильно надавливая.
Таким образом, поталь плотно ляжет на основу. Излишки золота можно легко удалить с непокрытой клеем поверхности парой движений кистью.
Остатки потали можно использовать повторно.
После укладки потали для того, чтобы Ваша работа не потемнела на ее поверхность необходимо нанести защитный слой лака. Для защиты золочения рекомендую использовать шеллачный лак №763 фирмы Maimeri.
После высыхания лака, при помощи чистой мягкой ткани необходимо отполировать позолоченную поверхность.
Вырезаем сердцевину розетки диаметром, который необходим для основания люстры. Наносим с тыльной стороны розетки клей, даем ему подсохнуть согласно инструкции и аккуратно прикладываем розетку к потолку. Потолочная розетка готова радовать Вас и удивлять своим блеском и великолепием Ваших гостей.
Полезные советы: 1. Листы сусального золота – потали имеют очень тонкую структуру, они почти невесомы. Поэтому работать с ними нужно предельно внимательно и аккуратно, поскольку даже неосторожное дыхание может унести лист потали с вашей ладони. 2. Листы потали не следует брать руками так как они прилипают к пальцам, оставаясь на коже. Для этих целей лучше использовать мягкие кисти. 3. Обычно декораторы имеют в своем наборе кистей специальную кисть для золочения, которой они пользуются от одной работы к другой. Эта кисть уже не используется для других целей. Оставшиеся в кисти крошки золота никоим образом не мешают последующей работе.
Декорирование потолочной розетки
Нам понадобится: потолочная розетка из гипса или полиуретана. Двухфазная система кракелюр в аэрозоли, акриловая краска «золото олимпик», кисть из синтетики.
Покрываем нашу розетку краской золотого цвета из системы кракелюр. От толщины слоя зависит глубина и размер будущих трещин. Ждем 15-20 минут. Покрываем нашу розетку белым цветом из системы кракелюр. Слой должен быть равномерным. Как только вы начнете покрывать рельеф краской, появятся трещины: крупные или мелкие — в зависимости от толщины слоев.
Эффект старины достигнут. Как только розетка высохнет, можно придать ей некоторую нарядность, подчеркнув выступающие части золотой краской с помощью кисти. С помощью нехитрых приемов мы получили стильный элемент декора.
Используемые материалы: в работе использованы материалы итальянской фирмы Maimeri, серии IDEA PATINA:
Металлическая краска-основа №475 — бронза Химическая патина №712 (синяя) Грунт-праймер для химической патины №714 Патина лакокрасочная №710 (битумный лак) Защитный лак для химической патины №715 Декорируемая поверхность: Инструменты для работы: кисть плоская из мягкой синтетики, кисть синтетическая круглая, губка, бумажные салфетки, перчатки. | |
1. Первым этапом нашей работы является подготовка поверхности декорируемого предмета, которая заключается в нанесении грунта-праймера для химической патины №714. Данный этап рекомендован для лучшего сцепления краски с поверхностью. При этом в данной работе не обязательно использовать специальный грунт-праймер, можно также воспользоваться любым грунтом на водной основе, или акриловой краской подходящего цвета Грунт необходимо хорошенько просушить. | |
2. После того, как поверхность полностью просохла, приступаем к декорированию. Наносим на всю поверхность нашей розетки металлическую краску-основу. Нам пришлось дважды покрывать поверхность металлической краской, т.к. первый слой лег неравномерно. При этом второй слой нанесли только после полного высыхания первого, это заняло примерно 30 минут. Также для лучшего сцепления краски с последующим слоем можно слегка затереть первый слой наждачной бумагой – нулевкой. | |
Поверхность готова.Наносить патину лучше не дожидаясь полного высыхания краски, тогда окисление будет происходить немного быстрее. | |
3. Мягкой круглой синтетической кистью начинаем наносить патину. Для достижения эффекта естественного окисления металла лучше не растягивать патину кистью, а давать капле «самостоятельно стечь» по рельефной поверхности. Поскольку состав патины довольно текучий, для удаления излишков можно воспользоваться бумажной салфеткой или губкой. | |
Эффект не заставляет себя долго ждать. Практически сразу после нанесения патины начинают проявляться разводы зеленовато-голубого цвета. | |
4. Чтобы придать нашей композиции законченный вид мы дополнили ее декупажем, который также состарили при помощи средств для кракелюра фирмы Maimeri, серии IDEA Dekoupage: Патинирующий лак №739 и Живописный кракелюрный лак №740. | |
5. Чтобы добиться максимального эффекта состаривания, мы воспользовались битумным лаком №710 той же серии фирмы Maimeri. Наносим битум при помощи губки, промакивая излишки чистой стороной. | |
6. Заключительным этапом декорирования нашей розетки стало закрепление получившегося эффекта при помощи Защитного лака для химической патины №715. Также можно закрепить работу при помощи обычного прозрачного акрилового лака или воспользоваться лаком в аэрозоли. 7. Любуемся полученным результатом. | |
Таким образом, с помощью средств фирмы Maimeri, серии IDEA PATINA из обыкновенной пластиковой потолочной розетки мы получили уникальный старинный предмет интерьера. | |
Вдохновлялочка Марриэтты
Патинирование металла окислителями
Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла. Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска. Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.
Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.
Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.
В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.
Важно! Покрытие не очень стойкое, его надо обязательно покрывать сверху лаком.
Как получить другие оттенки:
- Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
- Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
- На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
- Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
- Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
- Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды. Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
- Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.
После завершения работы с кислотами, неиспользованные жидкости непременно необходимо утилизировать. Не храните смеси! Полученные изделия необходимо тщательно просушить, покрыть сверху матовым или блестящим лаком.
Патинированиие, придание предметам оттенка старины – увлекательнейший процесс, который не только увлечет всех членов семьи, но и позволит вам реализовать дизайнерские идеи. Неважно, какой именно вид состаривания вы выберете – при помощи краски или сложный процесс работы с химикатами, результатом кропотливого труда будет новая жизнь ваших любимых предметов.
Покраска кузнечными эмалями и патиной (1 видео)
Состаренные изделия из металла (20 фото)
ПАТИНИРОВАНИЕ и ОКСИДИРОВАНИЕ меди и латуниПокраска под бронзу
Старинная литая бронза – это дорогой способ отделки интерьера, поэтому чаще всего используют имитации из дешевых металлов (кованой стали, алюминия) или даже неметаллические предметы. Придать им вид антикварных помогает окраска своими руками под сплав золотистого цвета и патинирование (старая бронза темнеет от контакта с воздухом).
Придание однотонного эффекта
Декорирование под старинную бронзу начинается с окрашивания и придания черному металлу внешнего сходства с отливкой из цветного сплава. Если изделие изготовлено по технологии горячей ковки, его нужно обязательно отшлифовать до чистой и блестящей стальной поверхности. Темный налет окалины, который образуется из-за нагрева, может помешать ровному нанесению красителя или отвалиться в процессе эксплуатации, разрушая его слой.
Обратите внимание на: Красящий состав для нержавейки: особенности порошковых ЛКМ и нюансы покраски
Холоднокованые и гнутые изделия очищают от грязи и ржавчины. При использовании акрила, полиуретановых красок без добавок растворителя очистку желательно производить так же, как и для горячекованых изделий.
При использовании кузнечной трехкомпонентной смеси можно только убрать то, что слабо держится на металле: толстый слой ржавчины, отслаивающееся старое покрытие или грязь.
Удалив налеты наждачной бумагой, изделие покрыть грунтовочным составом по металлу. При использовании трехкомпонентных окрашивающих смесей этот шаг тоже не является обязательным.
Просушив слой грунтовки по инструкции производителя, переходят к окрашиванию:
- нанести на изделие слой краски под бронзу нужного оттенка (темная или светлая, старая бронза и т. п.);
- просушить изделие до полного отвердения покрытия (минимальный срок указан производителем и составляет около 24 часов);
- окрасить еще раз, просушить и сделать еще 1 слой;
- готовое к состариванию изделие приобретет равномерно золотистую, свойственную полированной бронзе поверхность с блеском.
Для достижения старинной бронзы используются специальные лакокрасочные покрытия, которые наносятся контурным методом на изделие.
Достижение эффекта старинной бронзы
Достичь эффекта потемневшей от времени бронзы помогает патинирование – окрашивание поверхности специальными составами (например, WS-Patina или др.). В качестве патины можно использовать и полупрозрачный темный лак. Патину удобнее наносить кистью, это позволит заполнить углубления более толстым слоем, создавая там темные участки. Выпуклости будут светлее.
Заключительный этап составляет нанесение светлой бронзовой краски на самые высокие точки рельефа. При эксплуатации бронзовых изделий эти выступающие точки полируются при соприкосновении с руками (например, перила, ручки и пр.), выглядят светлее и блестят.
Искусственно создать такой эффект можно полусухой кисточкой или поролоновой губкой с минимальным содержанием красящего состава. Инструментом промакивают все выступающие части узора.
Обратите внимание на: Почему покраска гостиной так привлекательна
После лессировки изделию снова дают высохнуть и покрывают его лаком. Он убережет результаты проделанной работы от быстрого истирания при эксплуатации и случайных механических повреждений.