Среди различных техник живописи одной из самых эффектных считается скульптурная живопись, когда картина словно оживает, приобретая рельеф. Объемные неувядающие цветы из декоративной штукатурки становятся частью настенных панно, украшают предметы интерьера.
Пример рельефной живописи: часы с цветами ручной работы.
Что такое скульптурная живопись
Это техника создания рельефных произведений, преимущественно цветов, из специальной штукатурки. Материал перед нанесением смешивают с колером (красящим пигментом) и после застывания уже не окрашивают. В этом отличие данной техники от классического барельефа и горельефа.
Основным инструментом в работе является мастихин. Это небольшой шпатель с гибким металлическим полотном, которым формируют из пасты лепестки и листья. В классической живописи мастихин используется для смешивания масляных красок и их нанесения грубыми мазками.
Для того, чтобы скульптуры цветов на картине получались высокого объема, в штукатурку добавляют волокна, которые армируют и приподнимают материал. Как сделать нужную смесь для творчества я расскажу далее.
Особенности создания барельефа из разных материалов
Как украшение, лепнину применяют в разных условиях. Поскольку барельеф дома находясь на стене подвергается интенсивным осадкам, гипс заменяют цементом. Интересна также идея создания панно из монтажной пены.
Из цемента
Шпаклёвки с цементом вместо гипса также можно использовать для панно. Но практичнее применить цементную или цементно-полимерную штукатурку. Состав не так быстро отвердевает, тяжелее, менее пластичен, склонен к усадке. Это создаёт (по сравнению с гипсовой массой) определённые трудности. Поэтому лучше не выполнять барельеф на стене своими руками, а доверить дело мастерам.
На основе монтажной пены
Современные материалы позволяют сократить время создания крупноразмерных элементов и снизить вес украшения. Так из монтажной пены умельцы изготавливают закреплённые модели, покрывают их гипсом и окрашивают. Предлагаем новичкам ознакомиться с техникой, посмотрев видео.
Необходимые материалы
Пожалуй, половина успеха в объемной живописи зависит от свойств применяемого скульптурного раствора. Он должен:
- хорошо держать форму, не ломаться и трескаться после высыхания;
- не иметь грубых шероховатостей;
- распределяться тонким слоем;
- не прилипать к мастихину;
- иметь белый цвет для удобства окрашивания;
- и дешево стоить =)
Заводские материалы, обладающие нужными качествами стоят дорого, в основном все импортные. К тому же в наличии они есть только в крупных городах. Поэтому для удешевления работ мастера самостоятельно изготавливают скульптурную штукатурку из более доступных материалов.
Рассмотрим несколько смесей для фактурных картин.
Clavel Riviera. Эта штукатурка имеет в составе натуральные волокна, которые предотвращают растрескивание даже при толстом слое до 20 мм. Материал фирмы Clavel имеет отличную пластичность и адгезию к любым поверхностям. Но у этого есть минус — паста тянется за инструментом, как бы неохотно сползает с него, поэтому лепестки цветов получаются не очень объемные.
VGT Барельеф. Декоративная штукатурка с целлюлозным наполнителем предназначена для создания фактурных поверхностей с рельефом до 10 мм. Мраморный порошок в составе придает белоснежность и прочность, на дает усадки.
Marmur Stucco. Это по сути немецкий аналог штукатурки ВГТ. Состав и свойства близки, но цена значительно выше. В чистом виде для скульптурной живописи жидковат, нужно смешивать с другими материалами для увеличения плотности.
Evgenia Ermilova ™. Авторская смесь от Евгении Ермиловой, мастера рельефной живописи. Полностью готовая к работе штукатурка продается уже окрашенной в наиболее востребованные цвета. Купить материал можно в интернет-магазине с доставкой по России и ближнему зарубежью.
NEOMID. Полимерная шпаклевка для замазки монтажной пены. Имеет в составе микрофибру, защищающую покрытие от растрескивания. У материала отличная консистенция для наших скульптурных работ, удобно наносить и формировать элементы декора. Из минусов — светло-серый цвет, который уменьшает яркость создаваемого рисунка.
Мнение эксперта
Марина Занина
Дизайнер интерьера
Начинающим мастерам я бы советовала приобретать готовые материалы для декора, чтобы сразу было ясно, какая консистенция и прилипаемость штукатурки должна быть. Это поможет быстрее освоить технику объемного рисунка.
Clavel
VGT
Ermilova
Neomid
Делаем оригинальное пасхальное кашпо из гипсовой штукатурки
Весна, настроение пробуждения! В преддверии Пасхи предлагаем мастер-класс по изготовлению скорлупы яйца из штукатурки. Из такого яйца могут «произрастать» весенние цветы, это может стать хорошим подарком на Пасху или украшением интерьера, создавая весеннее позитивное настроение.
Материалы и инструменты:
- штукатурка гипсовая (для стен и потолков, рабочий слой 20-50 мм) или гипсовые бинты;
- марля, бинт или тюль (капрон, натуральные волокна, но не органза);
- воздушный шар;
- акриловые белила титановые;
- акриловый грунт художественный (можно акриловую краску белую для стен);
- вода;
- ножницы;
- широкая кисть;
- ветки березы (или другого дерева).
1. Для начала нарезаем марлю или другую ткань на квадраты произвольного размером примерно 10х10 см, 15х15 см.
2. Шар наполняем воздухом. Размер шара зависит от того, что и какого размера будет размещаться в яйце — кашпо с цветами, искусственная зелень. Для удобства следует использовать подставку для шара, например, какое-нибудь старенькое кашпо.
3. Намечаем маркером границы сколов будущего яйца.
4. Подготовим раствор штукатурки. Возьмем небольшую емкость, в которую высыпаем штукатурку. Добавляем постепенно небольшое количество воды. Перемешиваем до однородного состояния. Консистенция раствора должна напоминать сметану. Готовый раствор нельзя оставлять более чем на полчаса, так как потеряет свое рабочее состояние, начнет застывать. Работу со штукатуркой мы подробно описывали на мастер-классе >>.
5. Берем квадраты марли и «мочим» в растворе штукатурки, отжимаем излишки и накладываем на шар, края квадратиков располагаем в нахлест друг на друга, что бы не было зазоров. Соблюдаем границы нанесенные маркером.
Накладываем второй слой: располагаем чистый кусочек марли. Чтобы край скола яйца не был хрупким, следим, чтобы слои не имели зазоров. Сверху наносим аккуратными движениями руки слой штукатурки, размазываем ее пальцами. Но не следует наносить толстый слой раствора, надо чтобы немного проглядывала структура марли.
Всего следует нанести 4-6 слоев (можно и больше, если у вас будет большого размера скорлупа яйца).
6. После выполнения работы над слоями оставляем наше яйцо для высыхания — на одну ночь. Время высыхания зависит от температуры в помещении.
7. После высыхания берем иглу и лопаем шар. Остается наша скорлупка.
8. Берем наждачную бумагу и шлифуем поверхность яйца, убираем лишние бугорки. Но не увлекайтесь, а то можно дотереть до верхнего слоя марли и ткань будет видно.
9. Далее грунтуем, а после высыхания грунтовки наносим слой акриловой краски для большей плотности белого цвета.
10. Скорлупка яйца готова! Теперь следует определиться, что же мы будем располагать в яйце.
Для устойчивости яйца можно сделать подставочку из веток. Выбрали ветки березы и скрутили их в веночек, закрепив проволокой (или веревкой). В такой веночек можно будет и поставить яйцо.
Внутрь скорлупы поставили кашпо с живыми гиацинтами и декорировали розовым сизалем. Также можно взять другие весенние цветы: нарциссы, примулу, мускари, крокусы.
Если веночек из веток не подходит, то можно и без него. На праздничном пасхальном столе можно расположить несколько яиц различного размера.
Также можно использовать и искусственные цветы. Например, как видно на фото, мы взяли искусственные нарциссы и зафиксировали их на дно скорлупы клеевым термопистолетом. Предварительно вклеили кусочек строительной пены, а потом в него вклеили цветы.
Такое яйцо можно использовать в панно или коллаже.
Итак, скорлупа яйца из штукатурки — прекрасный элемент декора праздничного пасхального стола или весеннего интерьера. Живые цветы размещенные в такой скорлупе — хороший подарок близкому человеку.
Спасибо за внимание! Задавайте вопросы и всем весеннего настроения!
Рецепт самодельной смеси
Для тех, что уже знаком с мастихином и декоративной штукатуркой и ищет, из чего сделать пасту своими руками, я раскрою два рецепта. Эти смеси получаются недорогими, легкие в приготовлении, и обладают всеми необходимыми качествами.
Рецепт скульптурной штукатурки №1:
- Шелковая штукатурка Paritet (базовое покрытие №1) — белые микроволокна с клеящей добавкой.
- Гипсовая сухая смесь Knauf Fugen.
- Клей ПВА.
- Шелковая штукатурка будет в роли армирующий волокон. Добавляем её в воду и тщательно перемешиваем до состояния кашицы.
- Насыпаем Knauf Fugen по чуть-чуть, перемешиваем. По сути получаем обычную гипсовую штукатурку с армирующими волокнами.
- Для лучшей адгезии в состав можно добавить каплю клея ПВА, но не переборщите!
Дайте смеси настояться 5-10 минут, еще раз хорошо перемешайте, и можно приступать к работе.
Шаг 1.
Шаг 2.
Шаг 3.
Рецепт №2.
- Акриловый декоративный раствор с мраморным наполнителем — 200 гр.
- Фиброволокно 3 мм (выглядит как хлопок) или шелковая штукатурка из первого рецепта — 10 мл.
- Отмеряем нужное количество материала в стеклянную миску.
- Фиброволокно 1 колпачок (10 мл) слегка смачиваем водой, добавляем к декоративному раствору.
- Перемешиваем мастихином, тщательно разбивая волокна.
Отмерить 200 гр штукатурной смеси.
Один колпачок фибры в отдельной емкости смочить водой.
Смешиваем.
Полученную смесь для скульптурной живописи можно хранить в герметичной емкости несколько месяцев.
Как сделать барельеф на стене своими руками
Техники формирования барельефа своими руками:
- гипсование;
- литьё;
- лепка.
Гипсование – нанесение слоя гипса поверх модели нужной формы. Различают гипсование моделей, не закреплённых на поверхности основания, – свободных (первый тип), а также моделей, прикреплённых к основанию (второй тип). Сами модели после застывания гипсового теста не удаляют, а используют в загипсованном виде, созидая барельеф.
Другой способ создания деталей заключается в обратном литье с применением модели-формы, удаляемой после застывания массы (третий тип). Сначала изготавливается модель нужной формы. Затем с помощью её изготавливают изложницу, в которой и будут впоследствии отливать нужные детали. Способ также доступен начинающего отделочника, так как можно корпеть над самой моделью, не совершая ошибок на стене.
Собственно, лепка, выполняемая непосредственно на поверхности основания (четвёртый тип). Здесь нужен начальный опыт. Этот тип техники позволяет создавать большие барельефы с заходом на соседние стены или потолок. Новичку лучше потренироваться и приспособиться к работе на тренировочных листах (например, фанеры или гипсокартона).
создание барельефа
Техники 2-4 типа применяют двояко:
- сразу по месту, создавая целостную картину;
- частями, впоследствии собираемыми и монтируемыми на стену.
Во втором варианте в качестве подложки берут фрагментированные листы гипсокартона. Нанеся рельеф, куски гипсокартона прикрепляют к выровненной поверхности основания.
Приводим описание процесса изготовления пошагово:
- Очищают, выравнивают, грунтуют базовую поверхность (подготовительные работы).
- Наносят фоновую базовую фактуру.
- Формируют, применяя вышеуказанные техники, рельеф. Выполняют тонирование, если оно предполагается по замыслу.
- После высыхания проводят поверхностное окрашивание.
- Выполняют латексное покрытие.
- Сушат 1-2 недели. Лакируют.
- С помощью светильников создают нужный угол освещения.
Такая технология своими деталями подобна технологии, изложенной далее. Поэтому нюансы опишем там.
Подготовительные работы
Любая технология, по которой осуществляется создание барельефа, включает подготовительную фазу. Основание должно быть ровным, чистым, цепко держать увесистый барельеф, обеспечивать безопасную эксплуатацию. Выполняют такие операции:
- удаляют отслужившую отделку (обои, набел, краску, отслоившуюся штукатурку);
- очищают основание от следов масел, ржавых пятен, очагов биоразрастаний, лишних метизов (оставленные изолируют);
- ремонтируют ущербные места – трещины, отколы, впадины, стыки;
- удаляют пыль;
- грунтуют и высушивают.
Если требуется, выполняют работу по выравниванию поверхности. Также заранее изготавливают накладные неудаляемые модели для гипсования, гипсуют неприкреплённые модели (по технике первого типа). Лепестки цветов, листья, ягоды изготавливают из солёного теста либо пенопласта. Грунтуют, сушат. Там, где планируют создать утолщения, вкручивают для лучшей фиксации саморезы.
На подготовительном этапе подбирают изображение, соотнося его размер и расположение с обстановкой в помещении. То есть композицию подбирают до начала создания объёмной картины.
Если по сюжету необходимо создание фоновой фактуры (например, декоративную штукатурку травертин), то наносят базовое покрытие. Поверх «базы» наводят подручными материалами (поролоном, валиком, войлоком) нужную фактуру. Основу тонируют.
Создание и перенос эскиза
Идею рисунка подбирают соответственно назначению помещения. Так в гостиной часто используют пейзажи, детские комнаты украшают сказочные существа, а кухня привлекает владельцев натюрмортом. Офисные сюжеты отличаются от домашних. Если есть навыки художника, то с созданием, а также с переносом эскиза проблем не бывает.
эскиз барельефа 1
эскиз барельефа 2
перенос эскиза на поверхность стены
Те, кто впервые приступает к подобным работам, могут использовать следующие способы переноса рисунка на стену:
- на распечатанной картинке и на месте будущего панно чертят сетки соответствующих масштабов, ориентируясь на клетки, которых и рисуют контур узора;
- выбранный рисунок распечатывают в полном размере на принтере;
- на линиях распечатанной картинки делают отверстия, накладывают картинку на стену, с помощью ваты либо губки, обмакнутой в угольный порошок, тампонируя отверстия, оставляют чёрные точки на стене.
Эскиз прорисовывают максимально чётко. Для крупных панно прорисовывать сразу весь эскиз не обязательно. Достаточно обозначить основные линии, а прорисовать оформляемый участок.
Создание армированного каркаса
Особо выпуклый барельеф может потребовать изготовления на стене специального каркаса. Создают его из проволоки. Для веток каркас собирают из алюминиевых проволок, прикручивая отходящие веточки мягкой проволокой из меди. Вместо проволоки при низкорельефных панно используют шнур. Чтобы получить сбег, вдоль по длине шнура постепенно уменьшают количество прядей. Шнур обмакивают в гипсовую болтушку и выкладывается по линии рисунка. Делают это в горизонтальном положении (на плёнке). После сушки ветка легко снимается с плёнки и гипсовым составом приклеивается к стене.
ветки орнамента армированы
Для изображений, имеющих высоту более 20 мм, каркас делают по контуру (периметру) с отступом 1-3 см, которые оставляют для лепки. Проволочный каркас обматывают бинтом, смоченным в гипсовой болтушке консистенции кефира. Обмакивают именно рулончик бинта (желательно не сматывать небольшие).
Для армирования крыльев или листовых пластин можно использовать металлическую сетку.
Формируем основной рельеф
Накладываем шпаклевку на основание с помощью удобного инструмента. В местах утолщений раствор наносим в несколько проходов. Для лучшего сцепления верх нижележащих слоёв не разравниваем. Рисунок наносим участками. Основной рельеф выполняется крупным инструментом: штапели, кельмы, иногда руки мастера.
Если площадь «высокого» участка велика, саморезы вкручиваем по площади, размещая равномерно. Саморезы вкручиваем так, чтобы по ним ориентироваться пи наложении слоёв (с учётом того, что над их шляпками должно оставаться примерно по сантиметру для лепки).
На этом же этапе к стене крепят изготовленные отдельно детали. Стыки замазывают гипсом. После высыхания выравнивают наждачкой.
формирование крупных деталей барельефа 1
создание крупных деталей барельефа 2
Формирование мелких деталей
Там, где достигли нужной высоты слоя, поверхность формируем, не откладывая. Затем оформляем мелкие детали, последней – фактуру поверхности. Тут и понадобятся кисточки, мастехины, шприцы. Для удаления излишней (ещё не застывшей) массы используют нож.
Готовить много раствора для выполнения мелких деталей не следует, так как на прорисовку и оформление «мелочей» уходит много времени.
Не всегда панно предполагается делать с массивными деталями. Если рельеф неглубокий, то создаём детали, набрав немного массы на кельму и перенося состав на стену. При нанесении стараемся размазать массу, чтобы получить прочное сцепление. Для мелких, узких деталей раствор наносим с помощью мастихина. После нанесения массы, формируем её поверхность инструментами, которыми можем получить тонкий рисунок – мастихинами, стамесками, скальпелями.
формирование мелких деталей
Корректировка стамесками
Чтобы подчеркнуть барельеф и сделать на стене линии узора чёткими, работают резцами (стамеской, скальпелем, ножом и др.). Стамесками для резьбы по дереву гипс режется легко. Эта особенность материала позволяет создать особо тонкие узоры и откорректировать сложные формы.
Шлифовка
Для сглаживания, устранения шероховатостей на поверхностях панно применяют наждачку, старые надфили. Для шлифования гипсовых составов большого усилия прилагать не нужно. Пыль сметают. После высыхания поверхность панно грунтуют.
Совет: После использования наждачной бумаги остаются полосы, их можно удалить, пройдясь по скульптуре жидко разведенным гипсовым составом.
Окраска
Барельефы ценны игрой теней, которая наиболее проявлена при монохромном цвете. Однако по дизайнерскому замыслу иногда требуется окраска или тонирование изображения. Перед окрашиванием дожидаются полного высыхания лепнины, которую прокрашивают поверху.
окраска поверхности барельефа
Для гипсовой лепнины применяют специальные краски. Нанося краску, сразу производят растушёвывание влажной губкой, получая тонкие полутона. Если нужны резкие цветовые переходы, используют акриловые красящие составы.
На высохшем гипсе краски блекнут. Восстановить колер помогает обработка латексом. Для восстановления цвета применяют бутодиен-стирольный латексный состав. Излишки латекса, впитываются и улетучиваются. Через 1-2 недели поверхность можно покрывать лаком.
Организация подсветки
Чтобы «оживить» рельефное панно, нужна грамотная подсветка. О размещении светильников думают заранее, ведь необходимо до начала лепных работ выполнить скрытую проводку для крепления источника света на стену, приобрести светильники подходящей мощности и дизайна. Используемые светильники не должны быть излишне яркими.
красивая подсветка рельефа на стене
Свет обычно направляют по вертикали (сверху вниз – самое естественное направление, не делающее изображение громоздким, но создающее эффект отделения его от стены). Иногда освещают панно сбоку. Освещение, направленное снизу-вверх, создаёт иллюзию массивности, некоторой величественности.
Для подсветки применяют светодиодные линейные или точечные светильники, а также светодиодные ленты. Дизайн светильников подбирают соответственно сюжету или стилю декора помещения.
Техника выполнения рельефных картин
Первое, с чего нужно начать, это подготовить рабочее место. Понадобится:
Пластиковая белая доска для лепки или любая другая легко моющаяся поверхность.
Влажные салфетки для очистки мастихина.
Сам инструмент.
Колер на водной основе.
- Декоративную штукатурку выкладываем на пластиковую доску.
- Добавляем несколько капель колера. Перемешивать можно не полностью, а оставить переходы цвета от насыщенного до почти белого.
- Набираем материал на тыльную сторону мастихина: ребром рабочей поверхности отделяем чуть-чуть. Набрать можно за один раз или за несколько коротких мазков.
- В том месте на картине, где будет лепесток или лист, ставим мастихин на другое ребро и одним мазком оставляем штукатурку на холсте.
- Не забывайте протирать мастихин от остатков пасты.
- При формировании бутона цветка сначала делайте нижние лепестки, затеи их перекрывайте верхними.
- Мастихином можно также подправлять края элементов, заворачивать их, оставлять характерные бороздки.
Освоив эту базовую технику мазков и комбинируя их направления можно создавать простые рельефные композиции.