Краска распыляется на поверхность равномерно и качественно, если надежно и без перебоев работает краскопульт. Для этого перед началом окрашивания проводится настройка краскопульта.
Процесс разбивается на 4 этапа: подготовка ЛКМ, контроль за размером факела, установка давления, настройка подачи краски.
Неправильно работающий краскопульт наносит неравномерный слой, с подтеками и наплывами, покрытие долго сохнет. Вот почему регулировка краскопульта важна.
Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…
Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскопульт и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, вылетающего с большой скоростью из отверстий воздушной головки.
В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек лакокрасочного материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя лакокрасочного покрытие.
Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов
Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:
- корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
- спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
- выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
- резервуар (бачок) для краски,
- регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.
Устройство краскопульта SATA
К особенностям конструкции можно еще отнести механизм спускового крючка. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.
Функции и расположение регуляторов
Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.
- Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
- Второй отвечает за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
- На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.
Регуляторы на корпусе краскопульта SATA
Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного баланса «воздух — материал». При правильно подобранном соотношении эти параметры позволяют получить максимально равномерный окрасочный факел по всей ширине, и такое же равномерное распределение лакокрасочного материала по поверхности.
Советы по эксплуатации
Схема использования краскопульта.
Чтобы оборудование работало правильно и четко, необходимо обеспечить условия для его эксплуатации. После каждого использования краскопульт обязательно промывается, чтобы сопла не забивались остатками краски. Все вентиляционные отверстия в бачке надо продуть, проверить, чтобы не было малейших следов засоренности. Засоры приводят к неравномерной подаче красящих смесей, краска поступает прерывисто, факел может сильно отклоняться от оси.
После чистки его просушивают, если остались капли воды. Предварительно краскопульт надо разобрать, чтобы никаких следов не было внутри сопел. Для чистки применяют мягкие неабразивные средства, металлические щетки использовать нельзя. Если нарушить это правило, то сопла и пневматические головки могут повредиться. Во время чистки с использованием растворителя ни в коем случае нельзя погружать краскопульт в жидкость полностью и оставлять там. Хранить оборудование следует только в сухом месте. Перед каждым использованием необходимо краскопульт собрать и проверить. Правильность его настройки во многом зависит от того, в каком состоянии находится устройство.
Система окрасочного пистолета
В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:
- конвенциональные (высокое давление);
- HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
- LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).
Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. «Изюминка» скрыта внутри конструкции
На сегодняшний день самыми прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим нормам являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).
Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится на окрашиваемую поверхность. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр недешевы, можно подсчитать, сколько денег сохранит для вас такой краскопульт.
Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.
Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами
К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.
Настройка входного давления
Давление на входе в краскопульт — показатель нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.
Настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукоятке пистолета. Потому что на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке пистолета позволит настроить давление более точно.
Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора
Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.
1. Откройте (отверните) до максимальных значений регуляторы подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет роли.
2. Затем нажмите на спусковой рычаг краскопульта, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.
Напоминаю, что для конвенциональных краскопультов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).
Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.
3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.
Если пистолет оборудован встроенным манометром
Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.
SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром
Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.
Если манометр без регулятора
Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ
Если же ваш краскопульт не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.
Выбирая давление в этом случае помните, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 а воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.
Регуляторы и их назначение
Для успешной калибровки любого устройства, следует знать, какие элементы его конструкции отвечают за изменение рабочих показателей. От четкого понимания назначения и принципа действия данных элементов, напрямую зависит эффективность настройки конфигурации инструмента. К счастью, регулировка краскопульта, не представляет большой сложности и сводиться к вращению 2х-3х вентилей (в зависимости от модели), о которых мы расскажем далее.
Регулятор размера факела
Винтовой элемент, изменяющий положение стержня с конусообразным наконечником, напоминающий толстое шило. Регулирует напор воздуха идущий в голову инструмента, путем приближения или отдаления стержня от пропускного отверстия. Чем дальше от сопла располагается наконечник, тем более сильный напор воздуха попадает в голову, создавая факел больших размеров. Приближение стержня, наоборот, ограничивает поток, уменьшая его влияние на формирование факела. Максимальный размер факела, представляет собой вытянутый овал, а минимальный, превращает его в точку.
Подача материала
Перетекание краски из бачка в сопло перекрывает специальная игла, чей конусообразный наконечник, плотно прилегает к внутренним стенкам сопла. При полном нажатии на курок, игла слегка отодвигается, позволяя материалу попасть на голову краскопульта и разбиться на миллионы мельчайших капелек под напором воздушного потока. Винт подачи материала регулирует расстояние, на которое будет отодвигаться игла. Минимальная подача краски, означает, что зазор между конусом и стенками сопла очень мал и не способен пропустить большое количество смеси. Максимальное значение регулировки, наоборот, говорит о том, что игла отодвигается на большое расстояние, полностью открывая выход на воздушную голову.
Подача воздуха
Основополагающая настройка оптимального значения входного давления, необходимого для правильной работы инструмента. Не смотря на всю важность, не все модели оснащаются встроенным винтом, вынуждая владельцев прибегать к использованию сторонних редукторов (манометров с регуляторами). Благо, все больше современных краскопультов, имеют возможность изменения подачи воздуха, без необходимости подключения сторонних устройств. В отличии от настроек факела или подачи материала, которые можно регулировать исходя из своих потребностей, объем подаваемого воздуха должен иметь единое значение, указанное производителем в технической документации. Уменьшение или превышение оптимального порога, исказит форму факела, сделав его непригодным для профессиональной работы.
Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
Допустим, мы купили на рынке недорогой краскопульт с единственной «маркой» «Professional», и больше никакой информации о данном пистолете нам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже фирмы-производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.
Залейте в бачок пульверизатора эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регулировочные винты и, вращая регулятор на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пистолета.
Стоит сказать, что прибегнув к такой настройке, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Главная проблема настройки дешевых пистолетов состоит в том, что для получения равномерного факела нужно либо огромное количество воздуха, что требует наличия более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно наносить базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.
Качественный профессиональный окрасочный пистолет отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от китайского ширпотреба.
SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.
Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и получится хорошо. Покрасит и вторую — тоже неплохо. А на третьей, например, появятся проблемы… Так что виртуозам автопокраски жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех.
Размер факела при окраске
Как показывает практика, самая высокая эффективность покраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.
Конечно, в некоторых случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно корректировать исходя из необходимости на усмотрение маляра. Но в большинстве случаев при покраске регулировочный винт размера факела должен быть открыт на максимум.
Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.
Диаметр сопла
Немаловажен для автомаляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.
Каждый производитель ЛКМ четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):
- базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
- акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
- жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
- грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм;
- жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
- антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антигравийных материалов).
Нетрудно понять, что диаметр сопла значительно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, покрыть лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет достаточно проблематично (по словам некоторых мастеров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для ЛКМ такой вязкости будет явно маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проходит уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.
Разброс в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».
Подготовка краски к работе
Для правильной подготовки краски к нанесению потребуется отдельная пластиковая емкость или мерная линейка. Обычно производители указывают на упаковке пропорции, в которых смешивается смесь с активатором. Так, например, маркировка 2х1 указывает на необходимость смешивания двух частей объема краски с одной частью объема активатора.
Для точного пропорционального смешивания нужна мерная линейка. Если она отсутствует, можно воспользоваться пластиковой емкостью. На нее следует нанести равномерную градуировку, которая поможет точно отмерить пропорциональные части отвердителя и самого окрасочного материала.
Для эффективного распыления и получения эстетичного привлекательного глянца важен такой фактор, как уровень вязкости состава. Чтобы добиться требуемого показателя, к активированной краске добавляется растворитель. Здесь могут возникнуть сложности, поскольку не все изготовители указывают в инструкции рекомендованное соотношение красящего средства с растворителем.
Опытные специалисты готовят смесь на глаз, добавляя второй компонент маленькими порциями и наблюдая за консистенцией.
Мнение эксперта
Илья Вячеславович
Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту
Задать вопрос Новичкам лучше всего уже при покупке краски подобрать окрасочный материал с подробной инструкцией по смешиванию. Если на банке указано, например, 2х1+10% – это означает, что к краске, активированной в соотношении «два к одному», прибавляется 10% растворителя от общего объема.
Когда планируется покрасить поверхность с эффектом «металлик» или с дополнительной защитой от внешних факторов, делается двухслойное покрытие. В этом случае сначала наносится базовая краска, а после этого – акриловый лак.
Подготовка акрилового лака проводится в соответствии с инструкцией производителя. Составные части смешиваются в тех пропорциях, которые указаны на конкретной упаковке. При двухслойном покрытии нет необходимости активировать краску. Ее высыхание обеспечивает испаряющийся растворитель.
Тестируем краскопульт
Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:
- тест правильности формы отпечатка факела;
- тест на равномерность распределения краски в факеле;
- тест на качество распыления.
Основным из них является первый, с него и начнем.
Тест правильности формы отпечатка факела
Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.
- Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
- Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
- Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
- Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.
Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контроль формы пятна распыления. Процедуру следует выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально
При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.
Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.
Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте здесь.
Для опытного маляра важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). Исходя из этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и выбрать оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центре факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.
Нужно иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.
Тест на качество распыления
Чтобы окончательно убедиться, что наш краскопульт наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью делаем проход с включенным распылителем. Размеры капелек краски в полученной полосе могут нам кое-что подсказать.
Тест на качество распыления
Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капель одинакового размера. Размер капелек зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные — это нормальная ситуация. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель немного уменьшается.
Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.
Резюме
- При полной окраске кузова, окраске отдельных деталей и прочих значительных поверхностей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений.
- При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела.
- Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,5-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту.
- Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта).
- Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.
И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.
Действия при обнаружении поломок
Основная проблема, с которой сталкиваются обладатели краскопультов — забивка узлов. Действие: произвести чистку сразу всех элементов, чтобы избежать трудностей. Для этого необходимо пользоваться бензином или растворителем.
Важно! Обычно проблемы возникают с клапаном. Деталь очень мелкая, а потому чистить её нужно аккуратно.
Также очень часто забиваются покрасочное сопло и форсунки. Для очищения используют растворитель и небольшую щётку. При этом необходимо удостовериться, что при чистке не образуются царапины, поскольку это может привести к искажению формы факела (этого нужно избежать — иначе будет печальный урок на будущее).
Предоставленной информации достаточно начинающему мастеру, чтобы понять, что представляет собой настройка краскопульта.