Нанесение патины на мебель и дерево своими руками: подробная технология

Патинирование мебели — процесс ее искусственного состаривания и создания антикварного вида. Изначально, патина — естественный зеленоватый налет, который образовывался на медных изделиях и говорил о его старинности. Этот налет антикварности так понравился людям, что они придумали, как наносить его на дерево своими руками.

Помимо декоративных свойств, у этого процесса есть и более практичные: старой мебели он продлевает срок службы, а новую — защищает от износа.

Промышленное патинирование достаточно сложное, но существуют и более простые технологии нанесения, которые можно применить даже в домашних условиях при наличии необходимых составов. Для начала, конечно, стоит потренироваться на незаметном участке мебели или вовсе на отдельном куске дерева. Поняв, как составы работают, можно приступать и к большим объектам.

Что такое патинирование

Патинируют не только мебель, но деревянные двери, окна, рамы картин и даже полы. Также таким образом реставрируются кухонные фасады, обеденные группы и спальные гарнитуры. Самый распространенный вариант — белая мебель, декорированная патиной, в стиле классика, прованс или средиземноморском.

Патина может быть белой, цветной, темной и металлической, имитирующей золото, серебро, бронзу или медь. Часто на белом гарнитуре используется молочная краска с позолотой — этот вариант самый популярный для мебели в классическом стиле.

На фото еще один популярный вариант — благородная патина шампань на белом фоне. Такое решение также будет прекрасно смотреться в помещении в классическом стиле.

Патинирование как процесс представляет собой нанесение разных составов на поверхность мебели или обычного дерева. Наибольшую сложность представляют углы, углубления и грани — на них затруднительно нанести состав ровным слоем. Таким образом обрабатывается мебель из массива твердых и даже мягких пород дерева: дуба, березы, сосны, бука и других.

Если в естественной среде патина возникает только на мебели из натурального дерева, то современные технологии позволяют состарить даже панели МДФ или ДСП.

Стоит понимать, что искусственное патинирование скорее является обычным окрашиванием с целью придания мебели антикварного вида. В домашних условиях не используются химические составы, которые могли бы изменить структуру дерева, поэтому при неудачном результате краску без проблем можно удалить — это, конечно, плюс для новичков. Снятие патины производят шлифмашинкой или наждачкой, как на следующем видео.

Снятие патины

Что такое патина и патинирование?

​Естественная патина – это пленка, образующаяся в результате окисления меди, которая появляется на поверхности металла. Если посмотреть на старинные памятники, отлитые из меди, то можно увидеть голубовато-зеленый налет. Это и есть патина, которая появилась естественным образом под воздействием длительного контакта с воздухом. Такая пленка отлично защищает металл от коррозии. Ее можно увидеть на медьсодержащих сплавах: бронзе и латуни.

​В большинстве случаев патина бывает различных оттенков зеленого, но иногда можно встретить налет голубого, красного, серого и даже черного цвета.

Искусственная патина – это налет, внешне похожий на естественный, который образуется в результате воздействия на материал специальных кислот. Патинирование широко используется в декорировании предметов интерьера для:

  • придания изысканности;
  • благородного старинного вида;
  • повышения устойчивости к повреждениям.

Наносить искусственную патину можно не только на металл, но и на любые другие материалы – дерево, кожу, гипс. Современные составы позволяют сделать это даже в домашних условиях. В результате можно добиться «возрастного» изменения цвета поверхности, причем внутренние структуры материала остаются совершенно нетронутыми. Искусственно состаренный предмет внешне практически ничем не отличается от подлинного антиквариата.

​ ​

Необходимые материалы

Поскольку процесс патинирования достаточно прост, его можно смело провести в домашних условиях. Необходимо лишь наличие некоторых материалов и инструментов.

Будет несколько составов — для каждого нужна своя кисть. Для предварительной подготовки поверхности используют наждачную бумагу или шлифовальную машинку — зависит от размера объекта. Сухая ветошь потребуется для затирания декоративного слоя с целью его состаривания.

Перед патиной мебель необходимо покрыть базовым декоративным слоем. Это может быть морилка или акриловая краска. Акриловые составы при использовании в домашних условиях лучше выбирать на водной основе: с ними работать проще, при этом они такие же стойкие. Для улучшения качества работы стоит приобрести и грунтовку — она обеспечит лучшее сцепление всех нанесенных слоев с поверхностью.

Далее наносится сама патина. Сверху она покрывается лаком для дополнительной защиты. Лучше обратить внимание на матовый лак — он создаст эффект антикварной мебели.

Инструменты и материалы

Перед работой нужно подготовить все необходимые расходные материалы – краску с эффектом состаривания (с элементами бронзы, серебра, позолоты), обычный ЛКМ, если планируется перекрашивание изделия. Вместо краски можно применять воск, морилку, шеллак или мастику в зависимости от выбранного варианта патинирования.

Прочие составляющие процесса, которые могут потребоваться:

  • кисти разного размера;
  • валик (для больших поверхностей);
  • наждачная бумага;
  • грунтовка;
  • лак мебельный или по металлу;
  • ветошь для удаления излишков краски;
  • ватные и поролоновые тампоны.

Некоторые мастера дополнительно приобретают металлическую пудру, если эффект от краски кажется недостаточным: обычно она применяется для искусственного состаривания фурнитуры из металла. В продаже есть и готовые наборы для патинирования и антикварного реставрирования – «Patina Verde Green», «Patina Gold», «Idea Patina». Большинство средств, входящих в наборы, подходят для различных материалов – гипса, металла, дерева.

Разновидности составов

Раньше искусственное состаривание было сложным процессом: мебель ставили в помещения с очень высокой влажностью, терли, царапали и механически воздействовали другими способами. Сейчас же процесс намного облегчили, существуют даже составы разной консистенции и типов:

  • густой — паста для базового и финишного покрытия. Используется для достижения эффекта позолоты или легкой ржавчины;
  • жидкий — лак для финишного покрытия. Придает желтоватый оттенок;
  • красители — необходимы для изменения оттенка мебели. Для массива используют морилку, для МДФ, ДСП, рельефной или резной мебели — акриловую краску.

Далее ознакомимся подробнее с некоторыми видами составов для патины.

Морилка

Самый простой и популярный способ обработки дерева для создания эффекта состаривания. Морилка проникает глубоко в древесину, обеспечивая защиту от ультрафиолета, влаги и вредителей. По цвету состав может отличаться и в итоге имитировать разный налет антиквариата — от серого до зеленого. По своей формуле морилка делится на следующие виды:

  • водная — используется при желании подчеркнуть структуру дерева, поскольку приподнимает волокна древесины, делая ее более заметной. Придает поверхности оттенок ценных пород дерева, в растворителе не нуждается;
  • спиртовая — полезна своими антисептическими свойствами, которые продлевают срок службы дерева, не давая завестись в нем грибку. В основе такой морилки краситель в этаноле, поэтому для достижения декоративного эффекта необходимо работать быстро — смесь быстро высыхает. Чаще всего применяется в виде пульверизатора или баллончиков, и на небольших поверхностях;
  • масляная — имеет удобное нанесение и ровное покрытие, не поднимает волокон дерева, поэтому подчеркивает только его рисунок. У новичков часто возникает вопрос, чем разбавить масляную морилку — поможет обычный уайт-спирит.

Морилка — самодостаточный декор. Ее редко сочетают с нанесением золотой, серебряной патины или кракелюром. Также этот состав не подойдет для обработки МДФ или ДСП.

Пример работы можно увидеть на видео.

Как сделать гримёрное зеркало? Покрываем морилкой и серебрянкой под патину. Эффект старого дерева

Воск

Воск — удобный материал. Чаще всего он используется в качестве финишного покрытия в виде восковой пасты на водной основе либо финишного винтажного воска. Краски на его основе долго сохнут, легко растираются, поэтому их используют при работе с рельефными и текстурированными поверхностями. Ими можно работать даже на неокрашенном негрунтованном дереве — так подчеркнется его структура и появится защита от влаги.

Паста образуется при смешивании натурального воска и металлического пигмента. Такая смесь дает хорошую сцепку даже с пластиком МДФ панели, поэтому на дереве ее можно использовать без грунтовки. С помощью пасты мебели приобретает эффект позолоты, бронзового или серебряного покрытия.

Есть и бесцветные восковые составы. Они необходимы для придания поверхности перламутровых переливов и ремонта мебели. Работать с таким составом легко: необходимо нанести его на поверхность и хорошо втереть, далее участок полируется, убираются излишки. Спустя сутки покрытие высохнет, и мебель можно будет использовать по назначению.

Акрил

Акрил подойдет для патинирования практически любой поверхности: от массива до пластика на МДФ.

Достоинством акриловых красок является многообразие: они могут быть разных цветов или с различными эффектами, например, ржавчины, выгорания или потемнения. Акрилом работают как на всей поверхности, так и только на выступающих рельефных элементах декора мебели. С этой целью часто используют карту с позолотой или эффектом потемнения.

Помимо обычного нанесения краски есть еще один метод патинирования акрилом. После нанесения и просыхания состава поверхность трут наждачной бумагой, создавая потертости, возникшие якобы от времени. После мебель покрывают лаком.

Популярные варианты патины из акриловой краски:

  • белая;
  • золотистая;
  • серебристая;
  • голубая;
  • черная.

Обычно при выборе цвета патины для покраски, ориентируются на окружающую вокруг обстановку и фурнитуру, например, ручки кухонных фасадов.

Битум

Основу битума составляет бетонный полимер. Растворителем в его формуле могут выступать скипидар, уайт-спирит или вода. У получаемой смеси особая консистенция, которая сильно упрощает нанесение.

Битум необходим для придания эффектов при патинировании, росписи или состаривания. Технология требует аккуратного нанесения на дерево кисточкой или ватным тампоном. После — ускоренная сушка с помощью фена или длительная (около 6 часов) при комнатной температуре.

Часто битумная патина используется для декупажа.

Существует и битумная патина на основе воска. Она необходима, чтобы убрать излишний блеск при золочении мебели. Наносят ее ватным тампоном, полученный слой высыхает в течение 20 часов.

Патинирование

Сейчас патинирование активно применяется при производстве и реставрации мебели, притом состарить можно как натуральную древесину, так и более распространенные панели МДФ. Мебель с патиной может выглядеть очень богато, но не быть на самом деле дорогостоящей. Глядя на такие предметы интерьера, многие думают, что видят перед собой старинный гарнитур, который служил какому-нибудь знатному роду на протяжении долгих лет. А на самом деле эти шкафы только вчера были изготовлены на фабрике.

Мебель с патиной может выглядеть очень богато

Сливочно-карамельная гамма с яркими вкраплениями

Вариант с патинированной мебелью подойдет тем, кто очень любит старину, но не может позволить себе потратить баснословные деньги на хорошую и качественную старинную мебель. Чаще всего вариант с патинированием используется для оформления комнат в стиле прованс.

Главная роль здесь у зеркала, но обратите внимание на потрясающий тройной столик

Кстати, некоторые владельцы новой мебели могут и сами состарить предметы интерьера, проведя патинирование самостоятельно в домашних условиях. Технология эта не сложна, но трудозатратна, но при желании сделать можно все своими руками.

Патина в скандинавском стиле

Технология патинирования заключается в нанесении на мебельный фасад акриловой или иной краски и последующей затирки. После чего достаточно покрыть мебель особым составом (лак), чтобы она приобрела матовый блеск и оставалась защищенной от внешних воздействий.

Глядя на это аутентичное бюро — неясно, естественно или искусственно оно состарено

Будуарная ванная в загородном доме

Нанесение патины своими руками

Работы по патинированию желательно проводить на свежем воздухе, пользуясь средствами защиты. Сначала необходимую мебель или обычное дерево подготавливают, а только потом наносят красящие составы.

Подготовка

Если предстоит работа с мебелью из массива, сначала его зачищают наждачной бумагой или железной щеткой от старого лака и краски. После этого при наличии сильных повреждений их стоит заделать шпаклевкой по дереву, просушить и снова обработать наждачкой. Затем наносят грунт по дереву и оставляют просыхать примерно на 10 часов — точное время указано на упаковке грунтовки.

Процесс подготовки ламинированной мебели к патинированию немного отличается. Сначала поверхность так же брашируют наждачной бумагой. Затем наносят адгезивный изолятор, а после его высыхания — бесцветный полиуретановый грунт.

Патинирование морилкой

Патинирование морилкой — один из наболее простых способов «состарить» мебель. Для этого железной щеткой проходят по поверхности мебели, чтобы удалить мягкие волокна и подчеркнуть текстуру дерева.

После происходит сам процесс окраски — он может осуществляться разными способами:

  • губкой;
  • кисточкой;
  • валиком;
  • пульверизатором.

Есть несколько секретов по работе с морилкой для более равномерного окрашивания:

  • простой — необходимо намочить мебель теплой водой, протереть сухой тряпкой, чтобы убрать излишки. Затем можно наносить состав;
  • сложный — пропитать древесину специальным кондиционером. Его наносят каждые 20 минут, пока тот не перестанет впитываться. После этого момента надо выждать полчаса и только затем наносить краску.

Морилку необходимо нанести в два слоя. Далее можно наложить металлическую патину на выступающие рельефные поверхности. Полученный результат закрепляют воском или шеллаком.

Классический способ

Этот способ подойдет не только для массива, но и для МДФ или ЛСДП мебели.

Статья в тему: Патинирование фасадов МДФ за 7 шагов >>>

Если вкратце, последовательность действий следующая:

  1. Нанести первый слой акриловой краски. Нет определенных требований, как правильно наносить ее — можно сделать аккуратные или, наоборот, грубые мазки. Оставить на сутки до высыхания.
  2. Стереть наждачной бумагой тонкий слой краски для придания эффекта старины. Отполировать ветошью.
  3. Нанести второй слой акриловой краски. Он может быть таким же, как первый, отличаться либо иметь металлический блеск. Этот слой должен получиться тонким, поэтому его следует хорошо растушевать. По желанию можно обработать наждачной бумагой. Оставить на сутки до высыхания.
  4. Покрыть матовым акриловым лаком и оставить на полдня до высыхания.

Такие простые действия придадут мебели изысканный и элегантный вид.

Кракелюр

Кракелюр — необычная техника патинирования, результатом которой является мебель, покрытая паутиной небольших трещин. Есть несколько способов создать подобный эффект.

Фацетный лак — самый простой из них. Это специальная смесь на основе воды, которая при высыхании растрескивается. Чем больше слоев этого состава нанести, тем больше получится трещинок. Фацетный лак бывает как прозрачный, так и цветной: наносить его можно на окрашенную или необработанную мебель — работа с таким видом патины очень удобна, что отражается на ее стоимости.

Есть и другой способ добиться трещинок на поверхности мебели — поочерёдное наслаивание краски и лака. Сначала мебель окрашивают акриловой краской и дают просохнуть, после наносят лак для кракелюра и матовую краску на водной основе. Затем следует финишное покрытие, которое должно быть очень тонким, чтобы не скрыть структуру появившихся трещинок.

Существует и, так называемая, двухфазная технология патинирования под кракелюр. Для нее необходимо нанести шеллачный лак в 2–3 слоя, хорошо просушивая каждый. Затем поверхность покрывают кракелюрным лаком, после его высыхания образовавшиеся трещинки затирают битумным воском и покрывают шеллаком всю мебель. Такая технология делает трещинки более заметными, но менее выделяющимися по структуре.

Воск патинирующий как пользоваться

Битумный лак, акрил, воск наносятся довольно просто. Составы наносятся кистью. Можно наносить губкой или тряпочкой, вытирая выступающие части, таким образом патина останется лишь в углублениях. Можно, наоборот, наносить только на выступающие части сухой кистью. Излишки убираются ветошью.

При необходимости после высыхания наносится второй, третий слой. Производится растушёвка. Высохшая поверхность обрабатывается мелкой шкуркой. Сверху наносится шеллачный лак. Для создания эффекта старой дубовой поверхности используется морилка. Водная морилка наносится на брашированную поверхность. Для выделения рельефа губкой убираются излишки краски. Сверху наносится закрепляющий состав на основе уайт-спирита.

Для удаления фактуры в поверхность с нанесённой морилкой наносится воск. Сверху всё фиксируется шеллаком. Более дорогая отделка, это кракелюр. Для него используется патина и фацетный лак. Сперва наносится фацетный лак в два слоя, когда он высохнет можно приниматься за патинирование.

Советуем почитать: Обработка ламината воском

Наборы

При нежелании разбираться самому в разных методах и искать необходимые материалы можно приобрести уже готовый набор. Они продаются в строительных магазинах и предназначены для самостоятельного антикварного реставрирования.

Продаются они под названиями «Патина» или «Набор для патинирования». Благодаря им можно добиться разных эффектов:

  • античной позолоты;
  • потертостей;
  • трещинок;
  • натуральной зеленой патины на дереве или меди.

Чаще всего наборы универсальны и подойдут для любой поверхности: дерево, металл и даже гипс. Более подробную информацию можно узнать на упаковке.

Разные методы патинирования позволяют придать мебели множество декоративных эффектов: от аристократичной классики до уютного прованса. Стоит попробовать несколько способов декорирования, чтобы выбрать оптимальный для себя.

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:

  • 8
  • 4
  • 3

Особенности технологии патинирования

Определение «патина» первоначально характеризовало появление на изделиях из меди и ее сплавов тонкой пленки окислов, которая придавала предмету «постаревший» вид. Современная технология патинирования позволяет состарить деревянные поверхности, элементы мебели и изделия в целом, что значительно повышает их декоративность.

Промышленная технология патинирования достаточно сложна, однако существуют упрощенные, способы состаривания, которые при наличии доступных реактивов и определенных навыков химика-любителя и реставратора позволят придать предметам антикварный вид.

Для того чтобы не испортить мебельное изделие, перед его патинированием необходимо опробовать выбранный способ на каком-либо куске дерева.

Наиболее простым и безопасным способом состаривания для мебели считается втирание темного воска в ее поверхность. Это придает ей вид естественного, связанного не с небрежным уходом, а с временем, загрязнения.

Для повышения декоративности и естественности старения многие реставраторы используют обычные, соответствующие по цвету краски, «разбавляя» их бронзовым или алюминиевым порошком (пудрой). Все эти материалы можно найти в магазинах строительно-отделочных аксессуаров. Кроме того, в последнее время в продаже появились специальные наборы для патинирования, в которые входят не только окрашивающе-декорирующие составы, но и инструмент, необходимый для выполнения операций.

На заметку! Кроме металлической пудры потребуется различная по абразивности наждачная бумага, ватные или поролоновые тампоны, для состаривания больших по площади деревянных поверхностей – малярный валик.

Следует учитывать, что домашнее патинирование является по своей сути обычным окрашиванием, при котором вместо стандартных красок используются специальные составы, которые не меняют структуру дерева, действительно старя ее, а лишь придают изделию антикварный вид. Это покрытие, в случае неудачного эксперимента или не понравившегося внешнего вида, можно без нанесения значительного вреда легко удалить с поверхности предмета.

Наиболее часто эксперименты по искусственному старению проводятся в отношении мебели. Для этого можно использовать стулья, столы, комоды, шкафы, которые потеряли свою внешнюю привлекательность, а их дизайн не соответствует требованиям времени.

Из вполне крепких, функционально пригодных мебельных изделий, можно сформировать интерьер жилого помещения или кухонной комнаты в одном из ретро-стилей. Помимо прикладных задач по повышению декоративности рассматриваемая технология реставрации преследует и практические цели. Нанесенный новый лакокрасочный слой не только изменит внешний вид мебельных предметов, но и дополнительно защитит поверхность от неблагоприятных внешних воздействий.

Виды патины

Искусственно созданная патина появляется во много раз быстрее, чем формируется природная. Объясняется это все быстрым протеканием химических реакций, которые получаются в результате воздействия определенных химических веществ на поверхность предмета. Сымитировать таким образом можно различные оттенки – от золотистого до черного, а порой и вовсе получается создать уникальное неприродное сочетание цвета.

Патинирование мебели

Сейчас существует 4 основных вида патины. Рассмотрим их подробнее.

Таблица. Виды патины.

ВидОписание
ЖидкаяТакой патины можно добиться, используя специальный лак, который носит название «патинирующий». Он придает изделию желтоватый оттенок. Как правило, его используют художники, желающие придать своему полотну немного состаренности. При работе с деревом такой лак применяется на этапе завершения работ.
ГустаяСоставы, которые используются в этом случае, имеют консистенцию пасты, обычно – двухкомпонентной. Часто продаются в наборе с финишной патиной и базой. Можно добиться эффектов золочения, появления ржавчины и т. д. Очень распространенный вид.
На водной основеЭто нечто сродни краски, которая наносится различными способами на поверхность изделия. Подходит для многих материалов, в том числе дерева и металла, также используется для состаривания керамики. Работы нужно успеть выполнить, пока патина не засохла. Как правило, производится только 4 варианта цвета – черный, белый, ржавый и зеленый.
Фацетный лакЭто вещество при высыхании способно красиво растрескиваться, достигается эффект кракелюра. Чем больше слоев лака нанесено на изделие, тем больше трещин на нем образуется. Цветовая гамма лака очень богатая.

Искусственно состаренная мебель в стиле прованс

Морилка

– это материал, делающий древесину похожей на мореную, т. е. придающий оттенок самой древесин, пропитывающий ее волокна. После тонирования морилкой цвет древесины становится насыщенным, текстура – ярко выраженной. Морилка не создает сплошной лаковой пленки на поверхности древесины. Широко применяются морилки двух типов: подчеркивающие текстуру и выравнивающие (иногда употребляется термин «гармонизирующие»).

Подчеркивающие морилки

– это классический тип морилок, обеспечивающий глубокое пропитывание. Такие морилки представляют собой растворы красителей и не содержат связующих, смол, предназначенных для фиксации красителей на древесине. Растворенные красители проникают в древесину вместе с несущими растворителями и задерживаются в микрокапиллярах, микропустотах размером около сотых долей микрона. Таким образом, подчеркивающие морилки обеспечивают объемную, а не поверхностную окраску древесины, без вуалирования текстуры, без сероватого оттенка, который иногда возникает при наличии в составе связующих смол. Конечно, области текстуры древесины, имеющие большую впитывающую способность, ранние слои годичных колец впитывают больше морилки и приобретают более насыщенный цвет. Тон таких участков становится более темным. Подчеркивающие морилки проявляют не только структуру годовых колец, фладры, но и зрительно выделяют отдельные волокна на поверхности древесины.

При умеренном подчеркивании под шелковистым прозрачным лаком древесина с подчеркивающей морилкой может засиять внутренним светом. Наиболее естественно такое тонирование выглядит на породах, не имеющих ярко выраженной цветовой текстуры, например, на березе или на слабо впитывающих породах (дуб, ясень). Эффект подчеркивания текстуры в значительной степени зависит от разбавителя, который использован для разведения концентрата морилки до необходимой интенсивности цвета, и от техники нанесения морилки. Разведение морилки медленным разбавителем, нанесение пневмораспылением слишком «мокрым» факелом, да еще на древесину с высокой впитывающей способностью может привести к чрезмерному подчеркиванию. Нежелательным, как правило, считается так называемый негативный эффект, при котором изначально более светлые области ранней древесины годичных колец становятся более темными.

В России наибольший практический интерес представляют спирторазбавимые подчеркивающие морилки, однако водоразбавимые морилки также имеют определенную область применения. Это тонирование мебели в сборе, чаще всего стульев, методом окунания. Этот метод по сравнению с пневмораспылением обеспечивает большую экономичность, равномерность и воспроизводимость тона. Разведение морилки специальным водоразбавимым связующим позволяет достичь эффекта умеренного подчеркивания при отсутствии подтеков.

Выравнивающие (гармонизирующие) морилки

– это тип тонирующих составов, при нанесении которых получается декоративный эффект, промежуточный между результатами применения подчеркивающих морилок и бейцев. Окрашивание при использовании таких составов обеспечивается нерастворимыми пигментами, чешуйки которых не проникают вглубь древесины вместе с растворителями, а остаются в основном в поверхностном слое и фиксируются с помощью связующих смол, обязательно входящих в состав выравнивающих морилок. В качестве связующих в спироторазбавимых морилках обычно используются НЦ-смолы. Тем не менее, морилки этого типа также не образуют сплошной лаковой пленки. Как и в случае с подчеркивающими морилками, проявление или маскирование текстуры (ровняющий эффект) во многом зависит от скорости испарения разбавителя и техники нанесения морилки. Обычно выравнивающие морилки разводятся быстрыми разбавителями. Для максимального ровнения следует наносить такие морилки осушенным факелом.

На мебельных фасадах, изготовленных из нескольких деталей с разнонаправленными фладрами, применение выравнивающих морилок позволяет достичь уместного гармонизирующего эффекта.
Морилки
Морилка — это слово известно многим с детства и в основном ассоциируется с некой жидкостью в бутылках. Морилки используют для тонирования, то есть придания цвета древесине или шпону, с последующей покраской лаком. Морилки содержат мало смол, пропитывают поверхностный слой древесины, подчеркивая ее текстуру.

Хорошая морилка должна придавать древесине нужный оттенок,выравнивать её цвет и защищать от выцветания. Некоторые разновидности морилок обеспечивают также глубокое пропитывание древесины.

Существует несколько типов морилок, которые отличаются по свойствам:

  • морилки получаемые растворением красителей
  • морилки в виде дисперсии мелких капель цветных пигментов. Дисперсии — это, когда вещество не растворяется, а находится в виде мелких капель в растворе.

Также морилки разделяются на основе связующих:

  • нитроцеллюлозные связующие на органических растворителях
  • водоразбавимые акриловые смолы

Указанные выше различия морилок необходимо учитывать при работе.

Применение морилок на основе растворимых красителей.

При работе с морилками на основе растворимых красителей учитывайте, что эти красители впитываются в древесину вместе с растворителями (связующих смол в рецептуре таких морилок нет), занимают место воздуха в микроскопических порах, пронизывающих древесину. При этом цвет древесины становится более насыщенным, проявляется объёмность текстуры древесины.

В зонах древесины, где повышенная впитываемость, концентрируется больше красителей, эти зоны приобретают более тёмный оттенок. Это морилки с подчёркивающим эффектом.

Морилки на основе растворимых красителей дают цвета, наиболее близкие к натуральным древесным цветам, однако получение насыщенных и пастельных цветов (например, розовый, зелёный) с их помощью затруднено. Это связано с тем, что значительная часть красителей уходит вглубь древесины.

Глубина пропитывания древесины морилками зависит от использованного разбавителя (чем медленнее — тем глубже), а также от породы древесины. Мягкая древесина может впитывать подчёркивающие морилки на глубину до миллиметра и более, так что неглубокие царапины могут быть незаметны.

Применение морилок в виде дисперсии красителя.

Морилки с нерастворимыми пигментами обладают, в противоположность первым, выравнивающим цветовым действием.

Выравнивающий эффект связан с тем, что чешуйки нерастворимых пигментов не впитываются вглубь древесины вместе с растворителем (не проходят через микрокапилляры), а остаются в основном на поверхности и фиксируются с помощью связующих смол, обязательно входящих в рецептуру выравнивающих морилок.

С помощью таких морилок может быть решена также проблема разнооттеночности деталей, по крайней мере, частично.

Эти морилки в результате большей концентрации красящих веществ на поверхности могут дать более яркие, насыщенные цвета пород дерева, а также пастельные тона основного спектра — голубые, розовые, зелёные. Особенно яркие и однородные цвета могут быть получены с помощью водоразбавимых морилок-дисперсий.

Морилки на основе органических растворителей.

Морилки на основе органических растворителей очень быстро сохнут (1-10 минут, дольше всего сохнут, как правило, белые морилки), поэтому наносить последующие слои ЛКМ можно уже через очень короткое время. Морилки не рекомендуется применять для изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях. Для этого разработаны специальные водные пропитки.

Глейзы

Глейз – это необычный тонирующий состав: по количеству связующих он похож на бейц, но результат его применения ближе к тому, что получается при использовании подчеркивающих морилок. С помощью глейза можно достичь своеобразного эффекта состаренной древесины с темными порами. Подчеркивание пор оказывается более умеренным, чем после нанесения патины декапе, но они прорабатываются более равномерно. Для достижения подобного эффекта глейз после нанесения растирается вдоль текстуры древесины. При этом убираются излишки, а поры заполняются. После растирки цветовая структура поверхности древесины обогащается, появляются разнообразные полутона, «пестринка».

Глейзы разводятся медленными разбавителями (сушка – 2–3 часа), для того чтобы обеспечить возможность растирки после нанесения. Рассеянно-сосудистые породы приобретают «антикварный» вид, а на тангенциальных срезах кольцесосудистых пород графически подчеркиваются фладры.

Технологические примечания:

В практике тонирования древесины при прозрачной отделке существует много способов неоднократного применения тонирующих составов в одной системе отделки. Например, для получения максимального ровняющего эффекта на пестром дубе морилка наносится сначала на древесину, а затем на шлифованный бесцветный грунт. При отделке таких сложных изделий, как стулья, которые трудно тонировать равномерно, морилка, наносившаяся на древесину, добавляется в лак (1–2%).

При нанесении на дуб методом пневмораспыления спирторазбавимых морилок трудно обеспечить полное окрашивание в глубине пор. Это особенно бросается в глаза, если тон темный. Водоразбавимые морилки проникают в поры гораздо лучше. Компромиссным вариантом может быть использование универсальной морилки, разводимой наполовину водой, наполовину спиртовыми разбавителями.

Современные тонирующие материалы позволяют получить любую желаемую степень проявления текстуры древесины – от полупрозрачного эффекта пластика до яркого подчеркивания.

Патина

Патина для простого обывателя довольно таки экзотический продукт. В строительных супермаркетах обычно продают адаптированные составы с учетом бытового применения и она серьезно отличается от патины, которую применяют в условиях производства.

Для чего же нужен этот лакокрасочный материал? А необходима патина для придания декоративного эффекта, так называемого эффекта старины. При применении патины создается затемненность в углах фасадов, в ряде случаев выделяется текстура древесины.

Есть два типа патины, как и два типа морилок:

  • патина на растворителях
  • патина на воде

В фабричных условиях патину наносят с помощью краскопульта. Наносится патина изначально тоненьким слоем на большую поверхность, а излишки удаляются. Чтобы патина после нанесения легко удалялась, этот материал изначально имеет пониженную адгезию. Это интересное слово адгезия означает прилипание отделочного материла к поверхности, на которую ее наносят.

Для получения затемнённости в углах патину иногда локально наносят краскопультом с сильно суженным факелом.

Можно пробовать наносить патину и кистью, но получится это грубо и не профессионально.

Удаление излишков патины.

Хорошо, нанесли патину, а чем ее удалить. Удаление излишков патины обычно производят скотч-брайтом или металлической ватой. Это этакие слабо абразивные шлифовальные материалы, которые удаляю патину, но не царапают поверхность фасада.

Кстати, если нанести толстый слой патины или долго сушить патину до нанесения лака, то есть вероятность слабой адгезии наносимого лака поверх патины. Слабая адгезия означает, что со временем будет происходить отслоение лака вместе с патиной. Результат будет не декоративный, а наоборот обезображивающий.

Разбавление патины.

Для разбавления патины на растворителях применяются специальные быстрые разбавители, ацетон, этиловый или изопропиловый спирт (при использовании в качестве растворителя спирта или ацетона необходимо быть уверенным в их чистоте. Наносить патину в режиме «мокрый — по мокрому» нельзя, так как потом её трудно счистить. Желательно также наносить патину достаточно сухим факелом за один проход пистолета.

Выпускается много тонов патины на растворителях: основные цвета, цвета пород дерева, золото. Их можно смешивать, а также добавлять немного морилок. Патины на растворителях не рекомендуется наносить на водные ЛКМ.

Патину металлических цветов (золото, серебро) перед нанесением необходимо профильтровать.

Патина на воде.

Патина на воде отличается от патины на растворителях большим сухим остатком, повышенной яркостью, укрывистостью (то есть непрозрачностью). При графическом подчеркивании текстуры более яркий эффект получается с водоразбавимой патиной.

Время сушки водоразбавимой патины 30-40 минут. Существует несколько цветов патин на воде, нейтральная версия может колероваться теми же пигментными пастами, что и водные эмали.

Спецэффекты

Декоративные лакокрасочные спецэффекты призваны украшать, декорировать и эксклюзивно подчёркивать красоту изделий как из натурального дерева, так и из МДФ. Ниже рассмотрим некоторые из огромного количества возможных спецэффектов.

Эффект Декапе применяется для искусственного старения мебели, путём выделения патиной древесных пор. На породах дерева без пористой текстуры для эффекта декапе применяется лёгкое браширование.

Браширование (англ. Brush — щетка) не совсем лакокрасочный спецэффект, новсе же, и заключается он в соскабливании с поверхности древесины мягких волокон, за счёт этого получается рельефная текстура. При нанесении патины с последующим её вытиранием, патина оставаясь в образовавшихся порах и ложбинках, производит эффект искусственного старения. На древесине дуба или ясеня имеющих естественные поры, эффект старения получается без браширования. После поверхность лакируется.

Эффект Звёздное небо говорит сам за себя. Это эмаль с металлическими блёстками, финишированная слоем акрилового лака.

Эффект Краколет или Кракелюр (фр. craquelure) — растрескивание слоя лака или краски на произведениях живописи. Бесцветный однокомпонентный состав, с возможностью колеровки в любой цвет. Наносится на нитроцеллюлозный грунт. Размер трещин зависит от толщины слоя наносимого на поверхность состава.. Для более ярких эффектов краколет комбинируют с патиной. Закрепляется финишным слоем акрилового или ПУ лака по ещё мокрой поверхности.

Эффект Металлик (основные цвета золото, платина, бронза, алюминий) это эмали, имеющие выраженный металлический блеск. Возможно воспроизведение цвета металликов по каталогу RAL . Акриловый лак используется для завершающего слоя.

Эффект Перламутр. Это прозрачная отделка с перламутровым переливом. Наносится на эмали различных цветов. Сверху покрывается прозрачным акриловым глянцевым лаком.

Эффект Хамелеон. Данный спецэффект изменяет цвет, плавно переливаясь с одного на другой, в зависимости от угла обзора. Для более ярко выраженного эффекта лучше наносить на тёмную основу. Сверху наносится прозрачный акриловый глянцевый лак.

Наша компания предлагает на рынке Российской Федерации лакокрасочную продукцию для обработки древесины . Компания производит широкий спектр лакокрасочных материалов во всех сегментах отрасли, в том числе и для профессиональной обработки древесины.

Морилки, глейзы, патины и специальные эффекты, предлагаемые нашей компанией, представлены серией морилок на растворителе ELM***, серией глейзов P***, и сериями патин и спецэффектов CH***A и JYS***, а также в связующим для водоразбавимых патин NHB02A.

Павел Усовик 02.02.2016

Патинирование дерева

Процесс этот обозначает метод состаривания дерева для того, чтобы визуально придать ему возраст. Прием активно используется в классических и деревенских интерьерах кухни, поскольку в этих случаях предполагается, что мебелью и другими предметами быта пользуются очень давно.

Технология способов разная, но цель одна – придать дереву или древесному материалу налет, который образуется на массиве при длительном сроке эксплуатации. Причем налет этот возникает когда за мебелью ухаживают, а не только пользуются, и поэтому так высоко оценивается с эстетической точки зрения.

В домашних условиях воспроизвести патину на древесине или металле не так уж сложно. Наш мастер-класс предлагает множество вариантов, реально выполнимых своими руками.


Использовать можно и восковую, и битумную, и акриловую патину – в зависимости от будущего вида изделия, собственного умения и характера материала.

Стоит сразу отметить, что для патинирования металла и древесины обычно пользуются разными способами, хотя есть исключения.

  • Морилка – самый обычный состав для придания древесине более темного благородного оттенка. Морилка комбинируется с предварительным брашированием (удалением мягких древесных волокон) и обработкой шеллачной грунтовкой или античным воском. Способ прекрасно подходит для выполнения в домашних условиях, но ограничивает выбор естественной гаммой цветов: цвета серебра, золота, латуни здесь недопустимы. Для плит МДФ и ДСП любой мастер-класс метод применять не разрешает.

  • Битумная патина – наносить ее можно обычной губкой, а стирать – уайт-спиртом. Битумный состав легко впитывается в поры, проявляя древесную структуру и состаривая древесину. Результат нужно закрепить лаком, лучше всего шеллачным. Для патинирования по металлу способ не годится.
  • Акриловая патина – средство универсальное и подходит для обработки и древесины, и металла, и гипса. Акриловая краска-патина может иметь любой цвет, в том числе и модный оттенок серебра и золота. Наносится как на всю поверхность – ровные фасады, так и на резьбу или выпуклости. Акриловую краску чаще всего комбинируют чтобы обеспечить контраст между темным естественным цветом и «состаривающим»: например, дуб и золото, белый дуб и серебро, орех и красное золото и так далее.

Акриловая краска может смешиваться и накладываться слой за слоем, создавая очень сложные визуальные эффекты: соответствующие рекомендации всегда можно получить в мастер-классе на форумах. К тому же акриловая краска прекрасно комбинируется с декупажем, лакировкой, покраской и другими способами декорирования.

  • Восковая патина обеспечивает не только эффект старины, но и красивейшие переливы цвета, включая и металлические – серебра, латуни, бронзы. Причем такой эффект получают на древесине. Восковая патина идеальна для выделения резьбы, медленно застывает и очень удобна для любых работ своими руками. Любой мастер-класс рекомендует применять восковый состав на резной мебели обеденной группы.

  • Шеллачный лак сам по себе создает желтоватый или красно-коричневый оттенок в зависимости от количества слоев. Порой этого достаточно чтобы создать эффект состаривания, особенно в сочетании с декупажем. Однако практически любой мастер-класс предлагает применять шеллачный лак в качестве финишного или промежуточного покрытия не только при декупаже, но и покраске.

  • Масляная патина – любой мастер-класс рекомендует использовать состав и для древесины, и для металла. По свойствам он напоминает восковый и также медленно застывает. В классической технике декупажа использовать его нельзя, поскольку масляная патина растворяет бумагу.

Подробное описание композиций

Кухонная мебель с патиной или шкаф с золоченым обрамлением – обработать можно любое деревянное изделие, у которого есть фактура. Стоит отметить, что покрытие металла и дерева осуществляют составами на разной основе – у них особые характеристики устойчивости и адгезии с основанием.

Морилка

Почти в каждом доме найдется изделие из древесины с патинированием. Покрытие доскок морилкой – один из способов облагораживания изделий с опцией защиты от грибков, плесени , проникновения влаги и гниения.

Для усиления эффекта рабочую поверхность брашируют: удается сохранить продольные жесткие волокна, мягкие удаляются специальной жесткой щеткой. Таким образом обрабатывают натуральный массив в домашних условиях. Правда, цвет патины в таком случае один – морилка выполнена в темном оттенке, золочения ожидать не придется.

Битум

Казалось бы, далекий от искусства материал – битум. Но патина по дереву из него самая податливая и простая в нанесении, ей можно сделать насыщенное золочение или тонкий налет. Битумный лак вычерняет углубления в резьбе, выделяя выступающие на поверхность грани. Производится на основе битумного полимера и скипидара или уайт-спирита, потому после высыхания обработанную поверхность нужно закрепить шеллачным лаком.

Акрил

Универсальный материал на водной основе для патинирования поверхностей из металла, дерева, гипса. Отличается стойкостью, хорошей адгезией к основаниям, защищает структуру древесины от намокания и заселения микрофлоры.

Технология патинирования древесины не содержит премудростей: можно покрасить всю поверхность или нанести цвет выборочно на выступающие части резьбы. Составы разных оттенков наносят в несколько слоев – получается сложный цветовой орнамент.

Старина из акриловой патины может быть любого цвета:

  • Золото;
  • Серебро;
  • Голубизна;
  • Другие возможные оттенки.

Комбинации светлых и темных красок способны придавать насыщенный эффект состаривания благородного дерева.

Воск

Восковой состав оставляет на поверхности перламутровый перелив, который выгодно подчеркивает рельеф резьбы. Покрытие медленно застывает, легко наносится без особых навыков и инструментов.

Краска из воска нетоксична и безопасна, что делает ее применение на кухне предпочтительным. Стойкость и способность воска проникать в пористую поверхность древесины обеспечивает хорошую стойкость к влажности , уборке.

Шеллак

Краска-лак из шеллака красновато-коричневая или желтоватый налет. Она помогает сохранить основной цвет и видимую структуру основания, если использовать шеллак как самостоятельное средство. В большинстве случаев он применяется в качестве покрывающего слоя для других составов, в технике декупаж и при покраске.

Масло

Масляный раствор выгодно обыгрывает структуру дерева насыщением цвета. Материал аналогичен шеллачному раствору, но его нельзя использовать в технике декупаж – масло не фиксирует, а растворяет бумагу. Используется в качестве покрытия и защиты менее стойких красок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]