Как сделать трафарет для штукатурки и нанести узор на стену


Украсить стену в квартире оригинальным рисунком или рельефом может каждый. Сделать барельеф на стене своими руками не сложно, нужно только выбрать стиль рельефа, определиться с его формой, сделать рисунок. Объемное изображение на стене можно сделать в любом месте, если пространство для нанесения выбранной формы было тщательно подготовлено.

Барельеф визуально меняет помещение, скрывая недостатки стенной поверхности. Разнообразие рельефа позволяет подобрать рисунок, форму и лепнину с учетом стиля и дизайна комнаты, кухни, прихожей. Сделать барельеф можно в виде комплексного или отдельного орнамента, поместить панно в центре стены, разбросать рельеф отдельными элементами по стене. Акцентировать внимание можно, если разместить возле композиции подсветку

Виды барельефов


Барельеф должен выступать над поверхностью не больше, чем на половину объема. Такой вид панно называется низким барельефом. Если же фигуры выступают больше, чем на половину, то это будет уже горельеф или высокий барельеф. Сделать объемное изображение на стене можно через отлив цельной формы, собрав композицию из отдельных элементов. К другим видам барельефа относятся:

  • Сюжетно-изобразительные – в центре композиции картина.
  • Орнаментальные – изображаются узоры и орнаменты.
  • Сплющенные – между объемными деталями и плоскостью соблюдается минимальное расстояние.
  • Живописные – создаются плоские фигуры с едва заметными элементами природы.
  • Многоплановые – используются различные компоненты, создаются контрасты между ними, применяется эффект теней, в том числе падающих.
  • Облицовочные – применяются во время проведения работ облицовочного характера. Обычно такие изображения создаются, как орнаментальные.

Делятся барельефы на другие виды и по технике исполнения:

  • Простые, которые выполняются в виде багетов для картин.
  • Багетные или окантовочные. Смотрятся на стене роскошно, но при этом не вызывающе. Отлично подходят для оформления однотонных стен, на которых уже висят фото или картины.
  • Настенные панно с цветочным орнаментом или картины с растительным сюжетом. Такой барельеф должен сопровождаться подсветкой, чтобы усилить отдельные элементы композиции.
  • Барельефы, которые содержат изображения гор, озер, деревьев, природы, деревьев.
  • Сюжетные – занимают всю стену или только ее небольшую часть.


Выбирая вид барельефа на стене, который можно сделать своими руками, стоит учитывать особенности помещения, где композиция будет размещена. Для кухни отлично подходят следующие виды объемных изображений:

  • Натюрморты.
  • Картины с домашними животными.
  • Рисунки с кухонной утварью.
  • Композиции с фруктами и овощами.

В детской отлично будут смотреться яркие и легкие панно, на которых лучше изображать волшебных или фантастических животных, замки, бабочек, героев мультиков. В гостиной барельефы будут прекрасно смотреться в сочетании с камнем и кованым железом.

Реставрация и уход за барельефом

В случае откалывания отдельных частей, их нетрудно восстановить исходным составом. При этом, чтобы увеличить адгезию, ремонтируемая поверхность очищается и грунтуется. Далее на поврежденные участки (если их несколько) наносится разведенная гипсовая масса.

В ходе формирования барельефа необходимо стараться, чтобы переход оказался незаметным. Если рельефное изображение было окрашено насыщенными красками, которые со временем утратили свою яркость, то на рисунок наносится новый слой акрила. Панно, обработанное лаком, при загрязнении очищается водой либо мокрой тряпкой.


Создание барельефа своими руками – вполне посильная задача даже для новичка

Самостоятельно создать барельеф способен даже любой начинающий отделочник. Главное в такой работе – это терпение, усидчивость, а также готовность прорабатывать мельчайшие детали, на что требуется немало времени. При наличии творческого настроения сама работа может вызвать интерес. В случае успешного результата начинающие мастера усваивают полезный и ценный урок.

Была ли полезна для Вас данная информация? Поделитесь в комментариях!

Барельеф из гипса самостоятельно


Чаще всего для украшения стен объемными изображениями используют именно гипс. Перед тем, как создавать барельеф из гипса, стоит продумать рисунок, сделать его эскиз. Учитывать рекомендуется такие факторы, как:

  • Фон стен.
  • Предметы интерьера.
  • Направление естественного света и системы освещения.
  • Вход в комнату или квартиру.

Гипсовый барельеф используется, чтобы оформить камины, ниши, стены с дополнительной подсветкой. Сюжеты для таких объемных изображений бывают:

  • Темы природы.
  • Античные сюжеты.
  • Темы любви.
  • Сказочные персонажи.
  • Изображения неба и замков.
  • Натюрморты.

Барельеф в интерьере

Для создания барельефного изображения могут использовать такие материалы как:

  • камень;
  • гипс;
  • мрамор;
  • глину;
  • штукатурку;
  • металл.

Барельефные изображения в интерьере спальни

Стены украшают:

  • пейзажами;
  • фигурами людей;
  • растениями;
  • предметами.

Это могут быть полноценные художественные композиции. Таким образом, могут украшать здание внутри и снаружи.

Литые части декора изготавливают из полиуретана или гипса, а ручная, авторская лепка делается при помощи шпаклевки, полиуретанового клея.

Полноценные композиции, которые способны украсить любую комнату

Барельеф часто используется в современном интерьере. Техника таких композиций разная, это позволяет грамотно поместить барельеф в помещении любого стиля.

Барельефные композиции помогут развить и дополнить основную тему интерьера, расставить необходимые акценты в доме. Лепнина в гостиной помогает добиться особой торжественной обстановки. В спальне она создает атмосферу интимности, в коридоре – видимость мнимого движения. Все это помогает изменить впечатление и создать необходимое настроение.

На пустующей стене можно создать панно в виде картины. Если барельеф будет подсвечиваться, то все выпуклые детали будут выглядеть еще отчетливее. Их часто используют для оформления разных проемов.

Можно создавать целые панно

В отличие от декоративной росписи, барельефы совсем не обязательно выделять цветом. По желанию его можно оставить белым, и это будет смотреться не хуже. Можно сочетать эти два варианта, получится оригинальный и необычный эффект.

Барельеф хорошо сочетается с такими отделочными материалами:

  • зеркала;
  • кожа;
  • дерево;
  • мрамор;
  • штукатурка.

Необычно, но очень красиво

Простая по форме лепнина сможет придать оригинальность помещению в стиле минимализм, она подойдет для стиля лофт, классика.

Какие нужны инструменты и материалы для гипсовых барельефов

Для изготовления барельефа на стене понадобятся специальные инструменты, которые приобретаются в строительных и художественных торговых точках.


К основным приспособлениям для работы с барельефом относятся:

  • Губки из абразива.
  • Емкости, в которых будет замешиваться смесь.
  • Кельма.
  • Кисти.
  • Краска.
  • Мастихины – лопатки, которые помогают создавать объемные изображения на стене.
  • Наждачная бумага.
  • Ножи.
  • Пленка из полиэтилена.
  • Простой карандаш, ручка, маркер.
  • Скотч малярный.
  • Скребки.
  • Шпатель.

Дополнительно необходимо приобрести грунтовку, перчатки, трафареты, а также сделать эскизы рисунка.

Барельефы создаются из следующих материалов:

  • Гипса.
  • Алебастра.
  • Шпатлевки.
  • Глины.
  • Гипсовой или декоративной штукатурки.
  • Полиуретана.

Гипс – экологически чистый и простой для работы материал, из которого можно делать как простые, так и сложные изображения. На гипс легко наносятся акриловые краски, помогающие защитить барельефы от повреждения. Усиливают прочность композиции нанесение лака, грунтовки или клея.

Популярностью пользуется и пластик, вспененный по особой технологии, который называется полиуретан. К его достоинствам относятся:

  • Практичность.
  • Устойчивость к изменениям температуры и влаги.
  • Экологически чистый материал.
  • Не выгорает и не выцветает на солнце.
  • Не впитывает запахи.

Из полиуретана делают барельефы для кухни, ванной и бассейнах.

Преимущества и недостатки барельефа на стене

Барельеф считается отдельным видом отделочных работ и имеет положительные стороны. Главный плюс – это возможность создания оригинального интерьера в любом помещении. Среди других преимуществ можно выделить:

  1. Эффективная игра теней, позволяющая создавать особое ощущение пространства, которое способно меняться при переключении источников освещения.
  2. Маскировка значительных перепадов стен.
  3. Визуальный способ зонирования комнат с плавными переходами.
  4. Создание оригинальных композиций.
  5. Возможность самостоятельно создавать объемные изображения, без привлечения специалистов.
  6. Эффективное сокрытие тех элементов, которым лучше не попадаться на глаза.
  7. Создание барельефов формирует особый шарм и подчеркивает индивидуальность хозяина квартиры или загородного особняка.

Эти плюсы ощущаются только в случае соблюдения технологии в ходе формирования выпуклых орнаментов. Однако следует знать и о ряде недостатков :

  1. Для новичков процесс покажется трудным, в особенности, когда создается сложная композиция с множеством мелких деталей. По этой причине такая работа доверяется профессионалам.
  2. Высокая стоимость.
  3. Владеть художественными навыками хотя бы на базовом уровне.
  4. Ремонтировать такую поверхность в случае повреждения крайне тяжело.
  5. На любом барельефе быстро скапливается пыль.

Если есть желание украсить жилище объемным рельефом разной высоты, необходимо учитывать как имеющиеся плюсы, так и недостатки.


Барельеф визуально меняет помещение, скрывая недостатки стенной поверхности

Подготовительные работы

Включают подготовку поверхности стены к созданию барельефа, и проходят в несколько этапов:

  1. Выравнивание поверхности стены.
  2. Грунтовка стены.

Выравнивание предусматривает обработку стены раствором, сделанного из песка и цемента. После этого проводится шпаклевка с помощью алебастра или растворов, которые отлично выравнивают поверхность.

На деревянной стене перед штукатуркой крепится армирующая сетка.

Во время штукатурки используют маяки, чтобы отслеживать ровность поверхности стены.

Когда штукатурка подсохнет, тогда проводится грунтовка. Для этого подойдут составы, сделанные на основе акрила, алебастра или гипса, замешанного на песке. Грунтовка наносится с помощью кисти, которая называется макловица. Она имеет большую ширину, не оставляет во время работы потеков. Если последние образовались, тогда их сразу убирают, не ожидая высыхания.

Делаем форму для заливки гипса

Если для всяких – разных ракушек, фруктов и жучков форму найти можно и делать её нет смысла, то для некоторых деталей, типа ягоды винограда, проще самому сделать основу, чем пытаться её отыскать.

Конечно, их можно не отливать, а скатать из шпаклёвки, но выглядеть это будет несколько хуже, так как материал этот более пористый при высыхании.

А вообще, при определённой сноровке вы сможете делать какие угодно формы, используя готовые статуэтки. Купили одну, а вылили потом хоть десять! И хотите их дарите, хотите панно делайте…

Ну что ж, приступим. Если речь идёт об отливке ягодки винограда, то вам её нужно предварительно скатать из густой шпаклёвочной массы замешанной с клеем ПВА, в пропорции:

  • Финишная шпаклёвка – 0.5 кг;
  • Клей ПВА – 1 ст.ложка;
  • Вода – 100 грамм.

Замешиваем густую массу, наливая воду постепенно. Так как её количество мы дали примерно, потому что оно может существенно отличаться в применении с разными видами шпаклёвки.

После того, как замешали, слепите виноградинку и положите её высыхать на сутки примерно. Лопнуть она не должна, так как масса с добавлением ПВА становится довольно устойчивой к растрескиванию.

К слову, на всё той же верхней картинке с ракушкам, вы можете увидеть внизу стену, отделанную в технике декоративных мазков. Так вот их нужно делать именно такой смесью, на основе ПВА.

Ну что, высохла виноградинка? Давайте делать форму. Нам для этого понадобится:

  • 0.5 литра силикона;
  • Коробочка из фанеры;
  • Саморезы;
  • Кисть.

Жидкий силикон продаётся в строительных магазинах, а коробочку вы можете подобрать любую, в неё вы будете закладывать виноградинку и заливать ей силиконовой смесью.

Главное, чтоб её можно было легко разобрать, а затем снова собрать на саморезы, а прорехи замазать смесью силикона. Это нужно для того, чтоб вы потом смогли легко, не повредив, вытащить готовую форму. Если подходящей коробки не нашлось, то можете собрать её из листов фанеры.

Мы вам покажем пошаговые фото на примере заливки статуэтки, а вы уже можете класть туда, что угодно. Тут важно понять последовательность, да и всё. И количество силикона может быть разное. На виноградинку нужно 100 грамм, а на сову, показанную ниже, уже 1 литр.

Итак:

  1. 1 Помещаем в ящик основу;
  2. 2 Заливаем её жидким силиконом;
  3. 3 Ждём сутки, пока не схватится силикон, затем разбираем ящичек;
  4. 4 Достаём основу и получаем готовую форму для заливки алебастра.

А теперь давайте перейдём к самому интересному, формированию фигурок из алебастра своими руками.

Подготовка к созданию барельефа: этапы

  • Для начала понадобиться подготовить инструменты и материалы для работы. В частности, под рукой должен находиться гипс, вода, ведро или миска для приготовления раствора, ложка, форма для барельефа.
  • Потом форма для заливки располагается горизонтально.
  • Приготовить гипсовый раствор: в емкость наливают половину стакана воды, высыпать медленно один стакан гипса, постоянно помешивая ложкой. Когда раствор станет напоминать жидкую сметану, раствор готов.
  • Перелить раствор в форму для барельефа.
  • Через час достать отливку из формы, растянув ее края. Это позволит легко достать отливку.
  • На следующий день проводится окрашивание деталей, на которые наносят гуашевые или акриловые краски.
  • Когда краска высохнет, наносится тонким слоем лак, который позволяет сделать деталь барельефа крепким и прочным, а цвета – яркими и насыщенными.

Создание рельефа и его крепление к стене: инструкция

  1. Базовую поверхность стены очистить от местной отделки.
  2. Выровнять, провести грунтовку, покрыть базовым составом. Иногда его заменяют на любой вид декоративной штукатурки.
  3. Создается фоновая фактура, для чего используется валик из поролона или ворсы.
  4. Проводится так называемый процесс «прошлепывания» войлоком или поролоном, после чего осуществляется тонирование основы. Эти этапы пропускаются, если стена обработана декоративной штукатуркой или покрыта ГКЛ.
  5. Идет формирование рельефа, который после высыхания подкрашивается сверху. Для гипса окрашивание делается специальными красками, растушевывая влажной губкой на тонкие полутона. Создать резкие переходы от одного цвета к другому помогут акриловые краски.
  6. Когда краски высохнут, тогда рельеф поддается обработке латексом, сделанным из бутадиен-стирольной смеси. Раствор помогает надолго сохранить яркость красок.
  7. Через одну-две недели рельеф рекомендуется обработать акриловым лаком.

Отдельно к стене крепится барельеф, для которого нужны крепления, обеспечивающие поддержку фигур и других деталей композиции. Монтаж барельефа на стену проводиться пошагово:

  1. Использовать рифленые гвозди, длина которых равна 80-120 мм. Их вбивают в пластиковые дюбеля.
  2. Точки крепления делаются в самых толстых местах, заранее размечаются на равномерно удаленном расстоянии друг от друга.
  3. Гвозди загоняются в стену на 50-60 мм.
  4. Над стеной должны выступать 15020 мм гвоздя, лишнее обкусываются инструментов.
  5. Сверху прикрепить барельеф, который должен выступать над шпенькой на 10-15 мм.

Как использовать трафарет для барельефа пошаговая инструкция

Для создания барельефа на стене, кроме желания понадобится трафарет для декоративной штукатурки, отделочные материалы, а также такие качества, как аккуратность, терпение и фантазия. Трафаретный шаблон позволяет создать детали узора с точными очертаниями контура, защищает прилегающие участки поверхности от попадания раствора.

Работа выполняется поэтапно:

  1. Подготовка основания.
  2. Фиксация трафарета.
  3. Грунтовка.
  4. Нанесение штукатурки.
  5. Формирование мелких деталей.
  6. Снятие шаблона.
  7. Создание фактуры поверхности.

Далее каждый из этих пунктов рассмотрим подробно.

Чтобы барельеф не утяжелял комнату, размеры и выпуклость создаваемого изображения, его делают соответственно габаритам помещения. Для маленькой комнаты или заполненного крупногабаритной мебелью помещения подойдёт барельеф небольшого размера, заключённый в рамку. Крупные формы хороши для фасадов, залов с большой площадью.

Правильно поступают те, кто не смешивает растительные и геометрические узоры.

Чтобы «набить руку», можно потренироваться на пробном листе из оргалита гипсокартона или в подсобном помещении. Заодно полученный результат даст возможность оценить выбранный узор в натуральном виде.

При создании барельефа применяются штукатурные составы. Поэтому нужно создать условия, аналогичные тем, которые соблюдаются при штукатурных работах. Температура +5 — +30оС, содержание влаги в воздухе – до 60%. Для сушки барельефа нельзя применять вентиляторы и обогреватели.

Подготовка основания

Поскольку барельеф наносится на уже оштукатуренную стену, на которую не будут клеиться обои или наноситься краска, подготовка поверхности заключается в выравнивании (шпаклевании) и грунтовании.

Вначале приступают к разметке:

  • намечают по ориентирам (углы, края проёмов) линии орнаментальных полос;
  • отмечают центры повторяющихся элементов или границы крепления трафаретных листов;
  • размечают линии рамочек, если будущий барельеф оформлен лепными рамками.

Для разметки не используют уровень, так как уже имеющиеся стены могут иметь некоторую кривизну. Этот изъян сразу проявится выполненным строго горизонтально или вертикально орнаментом.

Предварительная разметка необходима, так как исправить косо нанесённый рельеф будет уже нельзя.

Со стены удаляют пыль. Если имеются неровности, их устраняют до нанесения барельефа. Поверхность грунтуют на два прохода и шпаклюют.

Фиксация трафарета

Бумажный или пластиковый шаблон должен быть надёжно зафиксирован на поверхности во избежание его смещения при нанесении штукатурной смеси. Чтобы прикрепить трафарет для декоративной штукатурки к стене, можно воспользоваться аэрозольным клеем, двухсторонним скотчем или ленточками малярного скотча. Малярный скотч лучше всех остальных, так как не оставляет следов.

Клей наносят на тыльную сторону шаблонного листа, после этого приспособление прижимают к стене, ждут, пока клеевая смазка не схватится. Если клей достать не удалось или проба с клеем в незаметном месте выявила, что от него остаются пятна, применяют скотч.

Край фиксатора располагают с отступом от края прорези на 4 мм.

Грунтовка

Открытые места, которые окажутся скрытыми барельефом, грунтуют с помощью кисточки. Грунтовку наносят обильно. После операции грунтования стенку просушивают. Грунтовочное средство выбирают подходящее и для состава подстилающей шпаклёвки, и для декоративной штукатурки.

Нанесение трафаретного слоя

Для барельефной техники используют штукатурные смеси с мелкозернистым песком. Штукатурное тесто получается пластичным, хорошо укладывается даже в узкие прорези. Часто для этой техники применяют шпаклёвочные составы или штукатурки с гипсовой основой.

Если наносить жидковатую штукатурную массу, то она может «поплыть» вслед за снимаемым шаблоном. Поэтому массу готовят вязкой консистенции. Можно применить уже готовый состав либо развести сухую смесь. Объём замешиваемого раствора должен быть выработан до начала схватывания. Поэтому рациональнее замешивать состав небольшими порциями.

Чем толще трафаретный лист, тем более вязким делают штукатурный состав.

При нанесении толстого покрытия, состав наносят несколькими слоями. Нижние слои особо тщательно не разглаживают, чтобы добиться максимального сцепления слоёв. При работе удобно использовать металлическую гладилку и шпатель. На гладилку накладывают порцию штукатурной массы. В процессе работы шпателем захватывают немного раствора с гладилки и переносят массу на стену, прикрытую трафаретом.

Наносимый в прорези раствор прижимают шпателем для лучшего сцепления и образования более плотного слоя. Направление нанесения мазков в данной технике не важно. Раствор намазывают в том направлении, в котором удобно. Важно – как можно качественнее заполнить прорези.

Формирование мелких деталей

Когда покрыты смесью все прорези, если необходимо, поверхность слоя формируют подручными средствами, добиваясь создания поверхности нужного рельефа. В растительных узорах на этом этапе прорисовывают прожилки, наносят с помощью кондитерского или медицинского шприца тычинки. Мастихином формируют детали сложных форм, например, пластины птичьего оперения.

Снятие шаблона

Нанесённой массе дают возможность схватиться. В это время она образует кристаллические связи с материалом стены. После схватывания можно аккуратно снять трафарет.

При снятии на краях рисунка остаются «потяги» — приподнявшиеся бахромчатые образования. Особенно явная «бахрома» образуется при наложении толстого слоя штукатурки. Нужно подождать, когда раствор полностью окрепнет, и пройти наждачкой по краям.

Удалив трафарет, выполняют коррекцию узора, нанося раствор там, где получились пропуски, с помощью мастехина.

Создание фактуры (при необходимости)

Иногда, следуя дизайнерской задумке, выступающие над стеной элементы узора делают с оригинальной фактурной поверхностью. Для её нанесения годятся любые подручные средства, например, жёсткие щётки, губки, штампы для бетона и штукатурки. Имитировать чешую рыбы можно, применяя столовую ложку. Фактуру формируют до начала схватывания раствора.

Отлитые формы


Если заранее отлить формы для композиции, то это ускоряет и упрощает работу мастера. Отлить можно листья, цветы, стволы и ветки деревьев, кустов. Использование литых форм визуально улучшает эффект от барельефа. Формы различной конструкции и видов продаются в специальных магазинах, или же изготавливаются самостоятельно. Для этого используют алебастр или гипс, внутри формы должны находиться армирующие каркасы. Они предназначены для сохранения целостности формы и отлитых деталей, для которых используется раствор из гипса или другого материала. Смесь должна быть жидкой, чтобы полностью заполнить все пространства формы. Каркас из металла вставляется до или после залива раствора, что обеспечивает прочность получаемой детали.

Проволочный каркас изготавливается из стальной проволоки, которая имеет толщину от 0,7 до 2 мм. Такую заготовку для формы можно использовать не только для отлива форм, но и для изготовления деталей композиции прямо на стене. Прикрепить каркас к поверхности можно с помощью дюбель гвоздей, под которые высверливаются специальные отверстия. На дюбеля наматывается один виток проволоки, после чего гвоздь забивается до самого упора.

Как правильно разместить трафарет на стене

Для того, чтобы приступить к работе, нужно определить место для рисунка. Следующий шаг это закрепить трафарет для отделки стен.

Производители в соответствии с требованиями и спросом населения изготавливают силиконовые шаблоны на клеевой основе. Но если принято решение сделать трафарет для стен своими руками, то понадобятся подручные средства крепежа.

Творческие идеи воплощаются в соответствии с основными правилами проведения работ. Наносим разметки крайних точек крепления. Трафареты на стены фиксируются:

  • аэрозольным клеем;
  • малярным скотчем.

Нельзя крепить, клеить подготовленные макеты на недавно покрашенную поверхность, нужно тщательно просушить и подготовить место.


Нельзя крепить, клеить подготовленные макеты на недавно покрашенную поверхность.

Техники изготовления барельефов

  • Гипсование свободных, не закрепленных и не удаляемых моделей на опорной стене. Подходят для тех, кто только учатся создавать барельефы.
  • Обратное литье из гипса по модели, которая удаляется. Форму снимают, как только композиция доведена до совершенства. По форме мастер имеет возможность отлить до 30 одинаковых изделий.
  • Художественная гипсовая лепнина, которая проводится по месту на стене. Требует от мастеров наличия определенных навыков и умений по работе с гипсом, алебастром.


Барельефы той или иной техники создаются на столе, на полу или гипсокартонном листе, который потом крепится к стене. Сборные конструкции собираются по частям, и, если одна из них испорчена, то ее удаляют. К минусам таких барельефов относятся тяжелый вес, невозможность прикрепить к перегородкам и слабым стенам, сделанных из гипсокартона.

Барельеф на основе заливных форм

А вот тут мы уже перечислим всё, что может понадобится именно для этого вида панно:

  • Алебастровая смесь
  • Формы
  • Основа из гипсокартона(если предполагается по вашей задумке)
  • Шпаклёвка(или силиконовый клей)
  • Водоэмульсионная краска

Как делать алебастровую смесь, мы уже писали выше, поэтому, повторяться не будем, лучше дадим вам некоторые важные рекомендации, касаемые процесса.

Если вы придумали какую-либо композицию, то не спешите сразу клеить элементы на стену.

Лучше сначала выложите их на полу и посмотрите, хорошо ли они смотрятся. Ведь по нескольку раз снимать и снова клеить заготовки нехорошо, они испачкаются и слоёв краски потом понадобится больше.

Помимо вылитых в формах элементов, вы можете добавлять в свою композицию различные материалы. Допустим, если вы делаете картинку с ракушками, то можно приклеить на стену обычный щебень и покрасить его белым цветом. Этим вы придадите объём и картина будет смотреться гораздо интересней.

Свободное гипсование

Техника подходит для того, чтобы создавать высокие или низкие цветочные барельефы, узорные композиции. Не рекомендуется применять тонирование, что сохраняет материал. Покраске подлежат готовые детали композиции. Свободное гипсование создается их архитектурного гипса и воды. Раствор должен быть жидким и водянистым. Смесь нужна, чтобы в нее окунать все детали объемного изображения. Каждый элемент после обмакивания выкладывают на доску с пластиковой пленкой. Через время процедуру повторяют, чтобы модели загипсовались в слой от 1 до 1,5 мм. Приклеивают детали с помощью клея ПВА, акриловой штукатурки или акрилового клея.

Особенности создания эскиза и организация подсветки

Даже если на практике будет применяться самый простой способ создания барельефов с помощью трафаретов, прежде понадобится создать эскиз изображения в настоящую величину, для чего можно использовать различные фото. Так можно будет проверить, насколько он подходит по размерам для конкретного помещения, сочетается с другими элементами декора, а также, при необходимости, дополнить рисунок некоторыми деталями с целью устранения пустот на стене.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Идеи декорирования стен: украшаем квартиру своими руками

Добиться особого эффекта можно, если объемную композицию дополнить искусственным освещением.

Совет. Светильники для подсветки лучше установить на стене заранее. В противном случае готовый барельеф можно засыпать пылью или повредить в процессе монтажа осветительных приборов.

Обратное литье

Эту технику лепнины может освоить любой новичок, который решил самостоятельно сделать на стене в квартире барельеф. Данный способ предусматривает выполнение следующих действий:

  • Модели, сделанные из гипса, пластика, пластилина и алебастра, создаются в нужном количестве с помощью отливных форм.
  • Их выкладывают на плоскую поверхность, которая застилается пластиковой пленкой.
  • Каждую модель обмазать ланолином, что позволит деталям прилипнуть к поверхности. Ланолин впитывается в течение 1-2 часов, на моделях должен появиться жирный блеск.
  • Сделать алебастровый или гипсовый раствор, которым обмазывают модели. Толщина слоя должна составлять 1 см. Раствор необходим для того, чтобы сформировать анкера и ребра жесткости.
  • Обмазку обработать каркасом из мягкой проволоки, а его ветви скрепить медной проволокой.
  • Обмазать детали раствором, сделанного из цемента и песка. Толщина слоев должна составлять 5 см и больше.
  • Сформировать опорную поверхность, которая называется изложницей.
  • Отделить детали от стола или другого материала, на котором выкладывались модели, с помощью клина.
  • Внутреннюю часть опорной поверхности защитить медной щеткой, а дефекты исправить гипсом или алебастром.
  • Снять с изложницы облой, с внутреннего ребра – фаску, которая нужна для прохождения и крепления деталей.
  • Смазать внутри изложницу ланолином.
  • Заполнить внутреннюю часть изложницы послойными шарами массы для литья.
  • Вставить формы-проушины с ручками, за которые отливку легче будет доставать.
  • Залить последний слой раствора тогда, когда проушины прочно застрянут в последнем слое.

Техника лепки


Проводится на месте, т.е. непосредственно на стене. Это позволяет получить высокий художественный эффект. Перед лепкой рекомендуется потренироваться на пластилине. Стоит учитывать, что при работе с гипсом время на исправление ошибок и потеков ограничено. Гипс застывает быстро, поэтому работу с лепкой на одном участке заканчивают до того, как начинают работы на другой части композиции.

Гипсовая лепка бывает низкой плоской, высокой или круглой. Плоская лепка делается из толстой смеси, которая наносится слоями. Каждый слой разглаживают, что позволяет сформировать рельеф и подравнять его контуры. Слои наносят на предыдущие, когда они еще не высохли окончательно. С каждым слоем мастер должен переходить на инструменты более мелкого размера.

Как сделать своими руками

Трафарет для декоративной штукатурки можно приобрести, но гораздо заманчивее сделать его своими руками. При этом можно выбрать изображение по своему вкусу или повторить узоры, уже имеющиеся на предметах обстановки – мебели, шторах.

Такую накладку можно выполнить из любого листового материала:

  • пластиковых пластин;
  • плотной бумаги;
  • силикона;
  • старых рентгеновских снимков;
  • полосок малярного скотча (для имитации кирпичной кладки).

Здесь главным является плотность и прочность трафаретного материала, возможность получения ровной кромки. Для декорирования в трафаретной технике можно использовать даже тюль (см. видео в конце статьи).

Обычные тонкие трафареты с узкими перегородками для декоративной штукатурки не подойдут, так как могут легко разрушиться. Чем толще слой наносимого раствора, тем шире должны быть перемычки.

Из силикона

Для изготовления силиконового трафарета можно пойти двумя путями:

  • применить силиконовый лист, на котором вырезать рисунок по контуру;
  • нанести по контуру узора силиконовый термоклей.

Силикон – материал многоразовый, легко отмывающийся. При работе с силиконовым клеем необходимо быть аккуратным, наносить дорожки, пользуясь пистолетом, Для изготовления трафаретного шаблона нужна плоская поверхность. Её присыпают тальком или крахмалом, чтобы силикон не прилип к поверхности.

Для изготовления можно на рисунок, отпечатанный на бумаге, наложить слой тонкой бумаги и соединить эти листы скрепками. Верхний лист смазывают растительным маслом, в результате чего бумага становится прозрачной. Клей наносят по проявившимся линиям так, чтобы клеевые дорожки не заходили внутрь контуров. Кончик пистолета держим к поверхности под 45-тиградусным углом. Застывший силикон легко отделяется от бумаги.

Из пластика

Для изготовления трафарета подойдёт прозрачный пластик, толщиной от 0.2 мм. Сгодятся обложки папок для файлов. В продаже есть обложки для бумаги размером А3. Чтобы перенести рисунок, распечатанный на бумаге, его достаточно подложить под прозрачный пластик и обвести на пластике контуры тонким маркером. Для трафаретов небольшого размера подойдёт пластик стенок ПЭТ-бутылок.

Вырезая в пластике детали узора, следят, чтобы края прорезей были без заусенец и прорезов. В случае картонных шаблонов это не так важно, так как бумажные края легко деформируются при снятии шаблона, не нарушая целостности штукатурки.

Резать пластик нужно канцелярским острым ножом.

Бумаги

Бумага – самый распространённый материал, из которого можно изготовить трафаретный шаблон. Из бумаги даже делают декоративную штукатурку. К сожалению бумага бывает нестойка к воде, поэтому для декоративной штукатурки шаблон будет одноразовым. Лучше всего подойдёт ватман, но можно воспользоваться и прочными листами толстых обоев.

Чтобы нанести контуры на ватман, предварительно распечатанный рисунок накладывают на стекло. Поверх укладывают лист ватмана и закрепляют на стекле, чтобы избежать смещения. Под стекло помещают лампу. Рисунок, появляющийся на ватмане, обводят фломастером. Участки узора вырезают скальпелем или макетным ножом (также как на пластике).

Меры безопасности и рекомендации по организации рабочего процесса

Такие материалы, как гипс и алебастр, для человеческой кожи вредны. Они сушат ее, раздражают, поэтому создание барельефов из гипса или алебастра требует от начинающего мастера соблюдения следующих правил по организации работы:

  1. Использовать резиновые перчатки.
  2. Глаза защищать очками, которые не дают пыли и мелким частицам пыли попасть в глаза.
  3. Надевать респиратор при работе с раствором.

Подобные меры безопасности отлично защищают легкие и бронхи от пыли, штукатурки и шпаклевки. Средства защиты должны находиться на человеке в течение всего периода работы. Не рекомендуется их снимать, пока последний штрих на барельефе не будет доделан.

Немаловажно и правильно организовать рабочий процесс, что является гарантией создания красивого объемного изображения на стене. Создать оригинальный барельеф на стене квартиры или дома своими руками позволят следующие рекомендации:

  • Установить рядом со стеной мощный источник света, чтобы обнаружить все недостатки и исправить их до застывания материала.
  • Правильно дозировать компоненты для раствора, чтобы его хватало для создания всего барельефа.
  • Густота раствора должна быть оптимальной. Если смесь получается очень густой, тогда добавляется немного воды.
  • Перед работой со стеной, начинающий мастер должен немного потренироваться с нанесением смеси на деревянную поверхность.
  • Заранее стоит подготовить все инструменты и емкости, чтобы не искать их при замешивании смеси или приготовлении барельефных деталей.

Особенности создания барельефа из разных материалов

Материалы, пригодные для создания объемного рельефа, обладают своими особенностями обработки. Для украшения интерьера подойдут бумажные изделия, которые окунаются в гипс и когда высохнут, развешиваются на стены, рамы и т. д. Но чаще всего выбирается гипс либо дерево.

Из цемента

Барельеф, находящийся с уличной стороны, создается из цементного раствора, так как он подвергается влиянию атмосферных осадков . Иногда вместо гипса берется шпатлевка с цементом, которая идет на создание панно. Однако для практичности лучше выбирать цементную либо цементно-полимерную штукатурную смесь.
Однако такой состав тяжелее, твердеет медленнее, нежели гипс, менее пластичен и дает усадку. Поэтому могут возникнуть сложности. По этой причине для создания барельефа из составов на основе цемента лучше подключать профессионалов.


Состав из цемента тяжёлый и мало пластичный

На основе монтажной пены

В некоторых случаях данный материал позволяет не только уменьшить время работы по созданию барельефа, но снять ограничения в отношении габаритов «изделий». На стенах легко сформировать «увесистые» на первый взгляд изображения. Из монтажной пены умельцы создают статичные модели, которые потом покрываются гипсом и окрашиваются.


Барельеф из монтажной пены можно сделать абсолютно любой

Из дерева

В создании деревянных барельефов нужны соответствующие инструменты. А именно фрезы разного типа:

  • коническая – для чистой обработки поверхности;
  • концевая – с ее помощью выполняется черновая работа.

Крупноразмерные барельефы требуют привлечение высокоточного оборудования, а также специального программного обеспечения.


Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся фрезы

Из ткани

Для создания оригинального объемного рельефа подходит ткань. Техника вызовет интерес не только у новичков, профессионалы также найдут в этом увлечение. Главный плюс – это полная свобода в импровизации с подключением собственной фантазии. Порядок работ:

  1. В отдельной емкости готовится смесь консистенции йогурта из гипса, алебастра, штукатурки и ПВА.
  2. Готовые изделия из ткани несколько раз окунаются в приготовленный раствор.
  3. Перед каждым последующим погружением нужно дождаться высыхания каждого слоя. Окунать до тех пор, пока не исчезнет прозрачность покрытия.
  4. Подсохшие поделки наклеиваются по периметру панно либо рамы.

Другой вариант – сделать отдельные композиции.


Техника изготовления барельефа из ткани прекрасно подойдёт новичкам

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]