Особенности выбора и применения красок по стеклу и керамике

Особенности и характеристики витражной краски

Витражные составы представляют собой лакокрасочные материалы (ЛКМ), предназначенные для нанесения на гладкую поверхность – стеклянную, зеркальную, керамическую или пластиковую. С помощью специализированных красок профессиональные художники умело декорируют помещение, формируя одухотворенную атмосферу в доме:

  • расписывают оконные и дверные проемы;
  • украшают рисунками потолки и перегородки для разделения и зонирования комнат;
  • преобразовывают шкафы-купе, зеркала и настенные часы.

Любители художественной живописи рисуют пейзаж и натюрморт, зодиакальные символы и иероглифы, составляют орнаментальные мотивы и сюжетные линии. Расписывают керамические тарелки, стеклянную посуду (бокалы, фужеры, вазы) и даже аквариумы. Разукрашенный предмет можно поставить в помещении или подарить на праздник близким родственникам и друзьям.

Изготовленные витражом картины индивидуальны, креативны, имеют особенный, оригинальный стиль. При попадании солнечного или искусственного света они переливаются различными оттенками, создавая неповторимый эффект.

Из полимерной глины и витражных красок некоторые мастера создают текстурные кольца, бусины или фигурные изделия для браслетов и серег, магниты, брелоки и рамки для детских и взрослых фотографий.

Краски для стекла и других гладких поверхностей устойчивы к ультрафиолетовому излучению, температурным перепадам, атмосферным явлениям, не стираются и не выцветают со временем при правильном и качественном нанесении. Их можно купить в канцелярском магазине по доступным ценам или сделать своими руками в домашних условиях, используя подручные материалы.


Витражные работы можно приклеивать на окна.

Где и как применяется роспись по стеклу

С помощью рисования по стеклу можно создать своими руками удивительные стильные картины, используя все преимущества материала. Витражной живописью декорируют окна, зеркала, различные перегородки и прочие элементы интерьера. Также она применяется для украшения мебели – дверей шкафов, фасадов кухонь. Даже большие предметы будут смотреться легко и изящно, если на них нанести затейливые узоры.

Декорируют стеклянные предметы мебели в торговых офисных помещениях. Это могут быть стойки, двери, окна. В квартире или доме такой вид украшения чаще применяется в спальне, прихожей, гостиной. Можно сделать красивую ширму в стиле Ханами, нарисовать цветущую сакуру. Такой элемент зонирования наполнит комнату духом пленительного востока. Работать витражными красками можно в следующих техниках:

  • Мозаичный витраж. Характерен геометрический, растительный орнамент, ковровые узоры;
  • Расписной. Разукрашены абсолютно все участки стекла. Краски жидкие, растекаются и смешиваются, создавая разводы, новые оттенки;
  • Контурный заливной. Сначала наносится контур, создается эскиз. Затем пространство заливают красками;
  • Многослойный. Краски наносятся слоями, разной степени сырости. Таким способом создают максимально реалистичные изображения;
  • Точечная роспись. Для формирования изображения используют контуры. Насыщенность точек меняют цветом, плотностью краски.

Разновидности красящих составов

Витражные краски по стеклу отличаются между собой:

  • составом;
  • консистенцией;
  • текстурой;
  • цветовой гаммой;
  • способом нанесения на поверхность;
  • временем высыхания.

В зависимости от типа растворителя, выделяют несколько основных групп.

На водной основе

ЛКМ не имеют резкого запаха, не делают разводов. Обладают жидкой консистенцией, гипоаллергенны, прозрачны и экологичны, не наносят вред здоровью художника во время творческого процесса, не содержат опасных добавок. В небольшой концентрации присутствует акрил.

Но есть и минусы:

  1. Составы не обладают яркой цветовой гаммой и насыщенностью тона.
  2. Сразу после нанесения могут смываться водой.
  3. Со временем способны потускнеть. Это зависит от выбранной марки и производителя.

Витражная краска на водной основе больше всего подходит для детей, беременных и аллергиков. Таким материалом можно рисовать снежинки на окнах перед новогодними праздниками, разукрашивать тарелки, маленькие вазы, стеклянные стаканы, бокалы и фужеры.

Готовое изделие подлежит запеканию при высокой температуре, в противном случае срок его эксплуатации будет недлительным.

Спиртовые составы

Витражная спиртсодержащая краска годится для обработки ровных поверхностей. Она жидкая, растекается при заливке, но достаточно удобна в пользовании и устойчива к внешним воздействиям.

Составы на базе спирта:

  • имеют широкую палитру цветов;
  • придают изображениям яркость и блеск;
  • наносятся кистью;
  • смываются специальными растворителями;
  • не требуют обжига в духовом шкафу.

Акриловые витражные краски

Являются разновидностью красок на водной основе, обладают более сочными тонами. При смешивании различных колеров на стекле получаются красивые оттенки, ничем не отличающиеся от тех, которые наносятся художником мазками на холст или картонную бумагу.

Средство не боится прямых солнечных лучей, влажности, температурных колебаний.

Оно быстро сохнет:

  • через 3-4 часа перестает липнуть к рукам;
  • через сутки изделие готово к использованию, его можно вытирать влажной губкой или мыть.

Разрисованная композиция не требует обжига в печи, но для увеличения износостойкости состава следует сверху наложить слой акрилового лака.


Акриловые краски – одна из разновидностей.

Лаковые покрытия

Их также называют сольвентными. Они создаются на базе органических смол и разбавляются только специальными растворителями.

Лаковые краски используют для:

  • декоративного оформления вывесок зданий, стен, окон, дверей, зеркал;
  • росписи мебели;
  • написания картин на холсте или по стеклу;
  • выполнения художественных работ в смешанной технике;
  • разрисовки стеклянных, пластиковых или фарфоровых предметов.

Материал:

  • обладает хорошими адгезионными свойствами;
  • равномерно растекается по поверхности;
  • после заливки не требует дополнительной термической обработки;
  • не смывается;
  • не стирается;
  • не осыпается.

После полного высыхания, длящегося на протяжении не менее 10 дней, покрытие получается ровным, гладким и прочным, изображение становится четким и оригинальным. В течение первых 3 суток не рекомендуется трогать руками окрашенный предмет.

Основной недостаток – неприятный запах, исходящий от растворителя. При длительной работе с веществом восприимчивые люди начинают плохо себя чувствовать, у них может появиться аллергическая реакция на лаковую краску. Поэтому нужно надевать респиратор и проветривать помещение.

Другие виды

Краски по стеклу бывают таких видов:

  1. Прилипалы. На водной основе или акриловые. Цвета можно смешивать, получая новые оттенки. Как пользоваться средством:
      на трафарете закрепить виниловую прозрачную пленку;
  2. обвести изображение контуром;
  3. разрисовать узор внутри ограниченной области;
  4. подождать, пока материал высохнет;
  5. отделить рисунок от пленки;
  6. приклеить на поверхность.
  7. Силикатные. Равномерно распределяются по покрытию, создают блестящий гладкий слой, который при высыхании не трескается. При обжиге происходит спекание со стеклом, после термообработки роспись обретает матовость, прочность и устойчивость к внешним факторам.
  8. Люстровые. Главная особенность – наличие металлического блеска.
  9. Вспенивающиеся (объемные). Во время обжига покрытие расслаивается, визуально увеличивая объем в несколько раз. Достаточно подсушить витраж феном или выдержать 30 секунд в микроволновой печи.
  10. Гранулированные. При запекании в духовом шкафу краска растекается, образуя маленькие пузыри по декорируемому предмету.
  11. Перламутровые. Они прозрачны, наносятся в качестве дополнительного слоя поверх базового для придания эффекта сияния.
  12. С добавками. В ЛКМ добавляют рассыпные блестки в виде звезд, сердец, цветов для глубокого мерцания и объема.
  13. Матирующие. Краска полупрозрачная, обладает нежным пастельным тоном.
  14. Хрустальные. Имеют светлый оттенок, немного мутноватый. После высыхания материал становится незаметным, но при попадании на витраж солнечного света переливается радужными тонами.
  15. Мраморные. Имитируют матовость обрабатываемой поверхности.
  16. Кракелюрные. Создается эффект мелких трещин, что придает декорируемому изделию романтичный вид старины.
  17. Рельефные (контурные). Наносятся с целью определения зоны рисования и создания границ и рельефа на изделии.
  18. Жемчужные. С помощью выдавливаемой из тюба краски образуются жемчужины разного размера.
  19. Жидкие эмалевые. Перед работой с материалом на поверхность сначала наносят воду, потом, используя эмаль, делают узоры.
  20. Структурные. Пастообразное вещество, при наложении которого формируется необычная структура. Например, финишный слой делается каменным или кожаным.

Разновидности составов и рекомендации по выбору

Витражные краски имеют много разновидностей. Они бывают матовыми и глянцевыми. Чаще всего материал делают несмываемым. Такие красители считаются водостойкими. Они могут продаваться в баллончиках с аэрозолем или флаконах. Аэрозольные красители отличаются простотой нанесения и помогают окрашивать большие поверхности.

Акриловые

Это самая популярная разновидность красителей. Такой материал применяют довольно часто, поскольку он не имеет запаха, быстро высыхает и дает насыщенные оттенки. Красители легко смешиваются друг с другом. Это помогает получать новые тона.

Если требуется более светлый тон, в краситель стоит добавлять специальный разбавитель, который применяется для художественных красок.

Акриловые краски не нуждаются в обжиге. Однако для повышения износостойкости их допустимо покрыть акриловым лаком. Такие красители отличаются стойкостью к воздействию воды. Они не выгорают под воздействием ультрафиолета и нормально воспринимают температурные колебания. Акриловые краски для витражной росписи идеально подходят для новичков.

Посмотрите также

Технические характеристики и состав эмали ПФ-115, назначение и расход

К преимуществам таких материалов относят:

  • быстрое высыхание;
  • стойкость к влаге после высыхания;
  • безопасный состав;
  • возможность сочетания разных красителей.

При этом красители имеют и минусы:

  • не очень яркие тона;
  • густая текстура;
  • необходимость проверки работы на наличие незаполненных участков.

Лаковые

Такие краски отличаются густой консистенцией и имеют насыщенный резкий аромат. Поскольку они характеризуются лаковой основой, готовая роспись не нуждается в обжиге. Покрытие сохнет довольно долго. На это требуется несколько суток. После чего поверхность можно мыть. При потребности в частой чистке стекло рекомендуется покрыть лаком с укрепляющими свойствами.

Если требуется разбавить краски, стоит пользоваться растворителем такой же фирмы.

Другие вещества могут испортить материал. Потому разбавитель обычно входит в набор красок.

Для таких красителей характерны следующие плюсы:

  • высокая стойкость;
  • яркие тона;
  • отсутствие потребности в обжиге;
  • устойчивость к влаге.

При этом вещества имеют и ряд минусов:

  • резкий аромат;
  • необходимость использования разбавителя того же бренда;
  • длительный период высыхания.

На водной основе

Такие вещества считаются полностью безопасными и не имеют выраженного запаха. Этот вид красителей обладает прозрачной текстурой и жидкой консистенцией. Они считаются экологичными и до высыхания легко смываются водой. Красители на водной основе можно применять для детей. Материалы помогают получить прозрачный рисунок, который допустимо наносить на окна.

Все водные красители требуется обжигать. Это означает, что после полного высыхания готовое изделие требуется поместить в духовку и запекать определенное время. Конкретная продолжительность и температурный режим указаны на упаковке.

К преимуществам водных красителей относят:

  • безопасный состав;
  • отсутствие резкого запаха;
  • прозрачность;
  • жидкая консистенция;
  • возможность нанесения на окна.

При этом материалы имеют и ряд минусов:

  • потребность в обжиге;
  • не слишком яркие оттенки.

Спиртовые

Такие красители считаются самыми стойкими к влиянию внешних факторов. Они прекрасно подойдут начинающим мастерам. Наносить спиртовой состав допустимо кисточкой. При этом для его удаления потребуется специальный растворитель. Красители позволяют создать яркий и блестящий рисунок. Для закрепления рисунка нет необходимости в обжиге.

Для спиртовых красок характерно много плюсов:

  • яркие тона;
  • глянцевый блеск;
  • равномерное распределение по поверхности;
  • отсутствие потребности в обжиге;
  • возможность нанесения на крупные поверхности – стены, двери, окна, зеркала.

При этом вещества имеют и ряд минусов:

  • длительный период высыхания – на это требуется 10 суток;
  • невозможность нагревания;
  • потребность в бережной сушке – это требуется делать в чистом помещении в картонной коробке.

Какими еще бывают витражные краски

Краски по стеклу подразделяются на 2 группы в зависимости от последующей обработки:

  • обжигаемые;
  • необжигаемые.

Обжигаемые

Составы покупают в специализированных магазинах. На таре размещена этикетка с надписью Porcelain или Porzellan.

Изделия с нанесенной на стекло краской обязательно подвергаются термическому запеканию в духовом шкафу или печи. Температура обжига варьируется от +120°С до +180°С, длительность процедуры – от 30 минут до 1,5 часа. Параметры зависят от особенностей ЛКМ, марки и завода-изготовителя.

Основные достоинства:

  • высокая прочность;
  • равномерность нанесения покрытия;
  • вода в составе, поэтому кисти можно промывать без растворителей;
  • отсутствие запаха.

Недостатком считается то, что после высушивания в духовке цветные участки становятся непрозрачными, матовыми и немного мутноватыми. После термообработки бокалов или фужеров заднюю стенку изделия невозможно разглядеть.

Необжигаемые

Такие составы широко востребованы из-за простоты и удобства пользования. Они имеют красивые тона, формируют прочную несмываемую пленку. В красках применяется растворитель. Срок высыхания составляет не менее 3 недель при комнатной температуре.

После застывания покрытие можно мыть без специальных средств и предварительного замачивания. Если необходимо стереть рисунок, пользуются растворителем.

Минусы работы дома с обжигаемыми красками

Обжиг лучше всего проводить в специальных печах. Не всегда у художников есть возможность организовать процедуру в домашних условиях. Кроме этого, с ЛКМ, подвергаемыми термической обработке, должны работать профессионалы, которые знают, как правильно выполнять процедуру. Во время процесса следует соблюдать осторожность, чтобы самому не получить ожог и не травмировать близких.


Необжигаемый набор витражей.

Как рисовать витражными красками по стеклу: пипетка или кисть?

Прелесть витражных красок заключается в том, что их можно наносить не только кистью, но и с помощью пипетки, что зависит от основы материала и высоты заливки краски.

Пипеткой, например, удобно заливать большие пространства, а кистью потом распределять краску по поверхности. По крайней мере, так работаю я…. Приловчилась и работа идет быстрее и интереснее! Поверхность получается ровная, гладкая, прямо как настоящее цветное стекло! Но в основном, витражные мастера работают кистью.


На фото я заливаю краску специальной пипеткой, но можно взять обычную пипетку из аптеки

Все зависит от конечного результата, который вы хотите видеть по окончании работы. Что выбрать кисть или пипетку, решайте сами… В любом случае, попробовать нужно и то и другое, чтобы понять, что лучше всего подходит именно вам!

Если вы новичок, то вам будет полезно знать, что витражные краски бывают на разных основах. И прежде, чем отправляться в магазин и делать выбор, было бы неплохо разобраться, что и как.

Выбор витражных красок

Краску для работы со стеклянными поверхностями подбирают в зависимости от индивидуальных предпочтений, уровня мастерства оформителя, цели декорирования.

Если необходимо создать красивую картину на стеклянной или тканевой основе, расписать витрину большого размера или дверной проем, берут лаковые эмали.

Новичкам, которые только начинают творческий путь, рекомендуют декорирование водными и акриловыми составами.

Когда акриловые составы подойдут лучше

Акрил пользуется большой популярностью среди любителей декоративно-прикладного творчества. Он подойдет:

  1. Для детей. Краска безопасна и не агрессивна. Ее применяют во время обучения живописи.
  2. Для временного нанесения. Средство хорошо смывается водой и разбавителями, служит для оформления помещения перед торжественными событиями и мероприятиями. Наносят на окна, двери, витрины.
  3. Для художественного декорирования небольших предметов – посуды, бутылей, сервизов. Изделия украшают интересными мотивами и орнаментами, пишут на них поздравления. Для окрашивания пользуются широкой и тонкой кистями.
  4. Для обработки габаритных поверхностей. Приобретают фирменные краски в аэрозольных баллончиках. Чтобы избежать потеков и других изъянов, во время распыления строго соблюдают инструкцию, представленную на этикетке. В процессе работы пользуются средствами индивидуальной защиты.

Особенности нанесения на стекло

Нанести краску на стеклянное изделие можно следующими способами:

  1. Окунанием. Предмет опускается в ванну с красителем и затем вынимается. Лишняя жидкость стекает, покрытие остается в виде тонкой пленки.
  2. Валиком. Наиболее простой способ для окрашивания больших стеклянных площадей в однотонном исполнении. Проход валиком осуществляют многократно, получается равномерный и однородный слой.
  3. Кистью. Используют для заполнения ограниченных пространств и нанесения цветовых пятен. Узоры разноцветные, многогранные и красивые.
  4. Распылением краскопультом или аэрозольным баллончиком. Разукрашивают большие панно. Работа выполняется легко и за короткий промежуток времени.

Технологические особенности нанесения узора на гладком покрытии:

  1. Перед работой купить краски. Для начинающих художников подойдут необжигаемые составы.
  2. Приготовить все инструменты и расходники. Отсутствие хотя бы 1 компонента негативно отразится на результате.
  3. Обязательно выбрать узор, скопировать его в интернете или взять из любой книги-раскраски, сделать набросок. Можно воспользоваться готовым шаблоном, который приобретают в художественном или строительном магазине.
  4. Обезжирить обрабатываемую поверхность. На посуде часто остаются жирные отпечатки пальцев человека, их следует убрать. Для этих целей применяют спирт.
  5. Внутри посуды к стеклу приложить или прикрепить скотчем трафарет или изготовленный вручную эскиз.
  6. На внешней стороне, используя маркер или фломастер, нанести начертания изображения.
  7. Контурной краской обвести каждый участок, соединить концы линий так, чтобы не было разрывов, впоследствии жидкость не вытекала.
  8. Дать высохнуть.

Если роспись по стеклу выполняется акрилом, контурные линии разрешается не наводить. Без очертаний узор будет похож на художественное произведение, выполненное собственными руками, при нанесении рельефных границ – на витраж.

Основной этап – окрашивание цветных участков. Краску наносят капельным методом, затем кистью распределяют вещество по поверхности от центра к периферии толстым мазком. Манипуляции выполняют сначала одним колером, разукрашивают все соответствующие зоны, затем смывают краситель с малярной кисти, вытирают ее и переходят к другому оттенку.


Процесс нанесения краски.

Роспись по стеклу своими руками

Заниматься данным видом художественного творчества под силу обычному человеку, даже не изучавшему основы декоративно-прикладного искусства. Выполнить роспись по стеклу в домашних условиях стало возможным благодаря упрощению технологии, большому выбору материалов для работы, их низкой стоимости, возможности использовать трафареты.

Самостоятельно рисовать на стеклянной поверхности можно в любом возрасте, даже совместно всем членам семьи. С каждой новой поделкой будет приобретаться опыт. В дальнейшем полученные навыки позволят создать на поверхности великолепный, оригинальный рисунок, превратить невзрачный стеклянный сосуд или предмет в шедевр. Главное в этом деле – терпеливость и аккуратность.

Как подготовить стекло к росписи

Твердо решив воплотить идею в жизнь, заняться росписью по стеклу, сначала необходимо выбрать предмет, который будет являться основой для проведения работ, будь то окно, стакан, бутыль, тарелка, зеркало или другие объекты. Новичкам лучше использовать базу с ровной, гладкой поверхностью, так как с изгибами, выпуклыми местами работать трудно, краски на них растекаются, сложный рисунок может плохо смотреться, не соответствовать замыслу, предъявленным к нему требованиям.

Определившись с элементом, необходимо подготовить его поверхность. Если мастера устраивает цвет изделия в качестве основного фона, достаточно просто помыть его мыльным раствором, затем ополоснуть чистой водой. При наличии этикеток, стеклянный предмет следует опустить на четверть часа в горячую воду, после устранить остатки клея. Чтобы на стекле не оставались ворсинки от полотенца, лучше дать ему просохнуть самостоятельно. Когда предмет полностью высохнет, его необходимо обезжирить, это можно сделать с помощью спиртосодержащей жидкости.

При желании поменять цвет фона необходимо после всех подготовительных операций покрыть поверхность специальным слоем грунта (праймер), дождаться пока он высохнет. Далее следует нанести два слоя акриловой краски подходящей расцветки. Нельзя наносить следующий слой, пока первый полностью не просохнет. На завершающем этапе стеклянный элемент покрывается лаком.

Как перенести рисунок на стекло

Определившись с изображением, следующим шагом станет отображение рисунка на стекле. Есть несколько способов. Самый быстрый – сразу нарисовать рисунок на стеклянной поверхности. Однако это под силу выполнить лишь специалисту, уверенному в своих силах. Начинающему мастеру лучше воспользоваться следующими простыми техниками:

  1. Подложить эскиз под стекло. Расположив изображение под стеклянной поверхностью, с помощью контура по стеклу перерисовать его сверху. Способ отлично подойдет для плоских, ровных прозрачных предметов. Если элемент имеет округлую, сложную форму, где невозможно прикрепить бумагу, даже с использованием скотча, ее необходимо немного намочить в воде, после чего она станет податлива, примет практически любую форму, будет хорошо держаться на стекле без дополнительных фиксаторов.
  2. Копировальная бумага. Для непрозрачных предметов, бутылей с узким горлом, зеркал бумажный рисунок неприемлем. В таком случае лучше использовать копирку. Главное в этом методе – хорошо прикрепить эскиз и копировальную бумагу к поверхности предмета. Если изображение случайно сдвинется, то работу придется выполнять заново.
  3. Пищевая пленка. На подготовленный рисунок сверху укладывается кусок пищевой пленки, при этом для надежной фиксации он должен быть больше по размеру, чем эскиз. С помощью маркера по стеклу обводим контуры по поверхности упаковочного материала. Далее пленка с переведенным изображением лицевой стороной фиксируется на стеклянном предмете, чтобы между ними не оставалось пустот или складок. С помощью бамбуковой палочки, гелиевой ручки аккуратно обводим контуры. В результате маркер переведется на стекло.

Техника с использованием трафарета

Трафареты позволяют делать роспись на стеклянной поверхности любому человеку, даже если он очень плохо рисует. При этом готовые изделия можно купить в специализированных торговых точках, но многие мастера предпочитают изготавливать их самостоятельно, что позволяет им выбрать любое понравившееся изображение. Для этого достаточно уложить лист неплотной бумаги поверх рисунка, обвести контуры, вырезать по ним заготовку. Рассмотрим пошаговую инструкцию о том, как работать с шаблонами:

  1. Подготавливаем поверхность выбранного предмета, обезжириваем ее.
  2. Ровно укладываем трафарет на плоскость. С помощью скотча фиксируем его по углам и по периметру. Также можно использовать временный спрей-клей, это позволить избежать случайных сдвигов шаблона, которые могут свести всю проделанную работу на нет.
  3. Теперь начинаем роспись (для данного метода можно использовать витражные и акриловые краски). Наносим окрашивающее вещество на поверхность.
  4. Красить лучше от границ к центру, набирать краску необходимо понемногу, наносить тонким слоем, удаляя салфеткой подтеки и излишки.

Точечная техника

Данный способ еще называется point-to-point. Чтобы нарисовать изображение в нетрадиционной технике рисования, понадобится приобрести контурные краски. Начинать знакомство с этим видом лучше на простых, ненужных предметах. Рассмотрим простой мастер-класс по нанесению точечного рисунка в виде цветочка на поверхность бокала:

  1. Берем готовый эскиз нужного размера. Его можно распечатать на принтере, вырезать из журнала или книги.
  2. С помощью временного спрей-клея или размочив бумагу в воде, изображение фиксируем с внутренней стороны бокала.
  3. Наружную поверхность емкости обезжириваем.
  4. По контуру рисунка наносим точки, желательно одного размера, при этом они должны быть равномерно удалены друг от друга. Для работы можно использовать любые понравившиеся цвета.
  5. Обозначив контур, приступаем к заполнению рисунка. Здесь также наносятся точки. Для этого можно использовать другой цвет, или оттенок основного.
  6. После полного высыхания слоя краски, на картинку желательно нанести бесцветный лак.

Контурная техника

Для работы используют контурные краски. Изначально контуром обводят рисунок, а после его высыхания закрашивают внутренние пустоты. Этот метод позволяет разделить процесс на несколько этапов, сделать детальную прорисовку картины. Для наглядности разберем мастер-класс нанесения контуров на поверхность тарелки:

  • Подготавливаем поверхность кухонной посуды.
  • Прикладываем подготовленный трафарет, с помощью маркера переносим очертания изображения на плоскость предмета.
  • Убрав шаблон, приступаем к нанесению контурных красок на полученные линии. Лучше использовать густой состав, с его помощью можно создать наиболее ровные линии.
  • Чтобы при работе избегать стыков линий, полукруглые и изогнутые границы надо рисовать одним движением. Прямые линии самые сложные, требуют определенной сноровки.
  • В теле самого изображения можно дополнительно прорисовать разные узоры, завитушки.
  • После полного высыхания контура можно приступать к раскрашиванию.

Витражная роспись

Существует несколько техник имитации художественных витражей: фотопечать, пленочный витраж, заливной, художественная роспись. Первые способы изучим чуть позже. Остановимся более подробно на последнем варианте. Рассмотрим, как расписать окно, применяя витражные краски:

  1. Подготавливаем основание, обезжириваем его.
  2. Подготовленный шаблон прикладываем к стеклянной поверхности, фиксируем его, контуры обводим пневматическим маркером.
  3. Используя черную акриловую краску, наводим отмеченные линии.
  4. После полного высыхания, кисточкой закрашиваем пустые полости картинки.
  5. Витражные краски отличаются тем, что они сильно растекаются, поэтому не рекомендуется наносить другую расцветку до полного высыхания предыдущей, чтобы избежать возможности смешивания цветов. Также для работы лучше использовать лаковые вещества на основе органических смол.
  6. После выполнения рисунка его необходимо полностью высушить естественным способом. Если использовать фен для просушки, краска впоследствии может потрескаться или потемнеть.
  7. На завершающем этапе, когда поверхность полностью высохнет, необходимо покрыть ее бесцветным лаком.

При смене цветов необходимо тщательно вымывать кисточку, вытирать тряпкой.

Заливной витраж

Наилучший из способов имитации настоящего витража. Для работы желательно использовать контур и витражные краски от одного производителя. На больших плоскостях можно использовать витражную свинцовую ленту, которая также не позволит окрашивающим веществам смешиваться, растекаться по поверхности. Разберем пошагово инструкцию по выполнению заливного витража на стекле для межкомнатной двери:

  1. Самостоятельно создаем эскиз. При отсутствии навыков скачиваем готовые проекты в сети.
  2. Под низ подготовленного основания крепим выбранный рисунок, фиксируем его скотчем.
  3. На поверхности стекла контуром переносим все линии. Высота контурной смеси зависит от планируемой толщины слоя краски, что влияет на ее прозрачность.
  4. Высушив заготовку, приступаем к заливке полученных ячеек. Это можно сделать с помощью кисточки, или более быстро, используя шприц. Заливать необходимо от края линии к центру. Потеки аккуратно устраняем.
  5. Ячейки необходимо наполнять поочередно. По завершении росписи конструкцию высушивают, после чего ее можно установить в дверной проем.

Марморирование

Модная новая техника украшения стеклянных предметов. Подойдут как плоские стекла, так и объемные подсвечники, различные рюмочки. С помощью этой простой технологии можно создать уникальные вещи. Этот мастер-класс расскажет, как декорировать набор бокалов:

  1. Наполняем глубокую емкость водой, капаем в центр несколько капель краски для марморирования;
  2. Когда краситель расплывется по всей поверхности, капаем другой цвет, затем еще несколько разных и разбавляем;
  3. Размешиваем длинной деревянной палочкой, формируя красивый рисунок;
  4. Когда узор готов, аккуратно достает палочку, чтоб краска не потянулась за ней;
  5. Обезжириваем фужеры при помощи ветоши и спирта, заклеиваем строительным скотчем верхний край и погружаем предметы поочередно в воду;
  6. Бокалы необходимо перемещать в воде, как бы наматывая рисунок.

Роспись пленочными красками

Для работы потребуются пленочные краски необходимых цветов, ацетатная пленка или обычный файл, если шаблон небольшого размера. Помещаем рисунок под прозрачную пленку и обводим его контур при помощи специального моделирующего контура. Любые неровности можно исправить простой зубочисткой или спичкой. Теперь картинку следует оставить на 12 часов для высыхания.

Раскрашиваем рисунок пленочными красками, растягивая их кистью, зубочисткой, чтоб они соприкасались с контуром. После полного высыхания, до 24 часов, картину можно снять и перенести на любой стеклянный предмет интерьера. Уличные окна лучше не декорировать таким способом, поскольку их поверхность может собирать конденсат.

Как закрепить рисунок на стеке

После окончания работ по нанесению краски на стекло, картину необходимо закрепить. Для этого можно использовать различные лаки и специальный спрей. Витражные смеси на воде или растворителе покрывают прозрачным лаком. Если под рукой нет такого материала, можно использовать лак для волос, прозрачный для ногтей.

Для пленочных красок не существует закрепителя, зато такая аппликация просто снимается и переносится в любое другое место, пока будет проходить влажная уборка. Краски под обжиг можно закрепить в обычной духовке.

Лучшие производители витражных красок

Среди широкого ассортимента ЛКМ, представленного на рынке, для росписи стекла подойдут составы таких брендов:

  1. Lefranc&Bourgeois (Франция). Они представлены в 22 цветах и 2 медиумах (для кракелюра и матовости). Разлиты по банкам вместительностью 50 мл. При длительном использовании имеют свойство засыхать и густеть. Краски на сольвентной основе. Покрытие получается гладким и глянцевым. Отличается хорошей адгезией с металлом, стеклом, плиткой.
  2. Pebeo (Франция). Производитель выпускает 4 серии (3 основные и 1 дополнительную) для окрашивания стекла:
      Vitrail – палитра из 26 интенсивных колеров, изготовленных на основе растворителя и не требующих обжига, продается в бутылях по 45 и 250 мл;
  3. Vitrea 160 – 30 оттенков от прозрачных до муаровых и матовых, 10 – рельефных с эффектом инея в тюбах, созданы на водной основе, необходима закалка при температуре +160°С;
  4. Porcelaine 150 – 46 ярких, прозрачных и матовых цветов, реализуется в емкостях по 45 мл, наносится на стеклянную, фарфоровую и керамическую поверхности, обязательное запекание при +150°С;
  5. Touch Deco – для придания объемности и получения металлического, перламутрового или античного эффекта.
  6. Marabu (Германия). Составы прозрачны, однородны, хорошего качества, легко растекаются по основному покрытию. Они не требуют фиксации запеканием. Можно купить в маленькой таре (15 мл) по невысокой цене, что выгодно и удобно художникам, декорирующим мелкие композиции.

Лучшие производители контуров:

  • Decola;
  • «Таир»;
  • Pebeo;
  • Lefranc&Bourgeois;
  • Hobby Line.


Один из лучших производителей – Decola.

Как смешивать витражные краски и получать новые оттенки?

К сожалению, не у всех производителей витражных красок имеется такой большой выбор красок, как у французских Pebeo Vitrail, например. Не отчаивайтесь, ведь краски можно смешать и получить необходимый оттенок!

Чтобы получать новые цвета и оттенки, используйте специальную емкость с углублениями. Хотя можно обойтись обычными крышечками от пластиковых бутылок и другими подручными емкостями.


Старые баночки из под крема могут стать превосходной емкостью для смешивания красок

Начинайте смешивание с маленького объема красок… важно помнить, что темный цвет создать проще, чем светлые тона. В любом случае, познания и навыки приходят с практикой. Пробуйте смешивать и создавайте свои интересные цвета и оттенки!

Готовые наборы

Специалисты в области витражного искусства рекомендуют новичкам приобретать готовые наборы. Основные компоненты и дополнительные принадлежности для творчества начинающим декораторам лучше не покупать по отдельности, можно выбрать несоответствующие по параметрам материалы.

В стандартный готовый комплект входят:

  • основа с нанесенным контуром;
  • краски для витража;
  • мастихин или кисть;
  • цветная схема.

В некоторых наборах имеются блестки или стразы, в других – часовой механизм со стрелками и подвесами для собственноручного изготовления настенных часов в витражном стиле.

Как работать с витражными красками

Разрисовка предметов красящими материалами – искусство, не требующее профессиональных навыков, но наличие знаний и опыта не помешают. Новичкам сначала можно воспользоваться более простой техникой живописи, затем перейти к сложным вариантам исполнения.

Виды техник витража

В художественном представлении роспись по стеклу бывает:

  1. Точечной. Техника старая, но благодаря несложному наложению эмали из моды так и не вышла. Ею пользуются многие художники-оформители для разукрашивания посуды. Заключается в нанесении несоприкасающихся друг с другом точек в виде узора или орнамента на стекло.
  2. Контурной. На эскизе начертаются границы, закрашиваются все фрагменты.
  3. Бесконтурной. Краски разных колеров заливаются на покрытие, растекаются по нему, смешиваясь друг с другом и формируя абстрактные рисунки.
  4. Многослойной. Слои накладываются, образуя объемные изображения.

Стили витражного творчества:

  1. Разводы. Применяется для смешивания различных колеров одного производителя с бесцветным составом и нанесения жидкой массы. Покрытие имеет мраморный эффект.
  2. Двойной мазок. Если требуется получить 2 оттенка за 1 ход, кисть обмакивают с одной стороны в темный цвет, с другого края – в светлый, затем делают мазок, поочередно поворачивая инструментом.
  3. Омбре. Рисование осуществляется губкой. Изображение подобно викторианской штукатурке.
  4. Тиффани. Контур узора обозначается фломастером, затем осторожно наносится средство для окрашивания. Поверхность обрабатывается лаком. Получается 3Д-рисунок.
  5. Гжель. 2-цветная техника исполнения с помощью белой и синей эмали.
  6. Хохлома. Используется для работы с деревом, но некоторые мастера могут работать и со стеклом. На желтом фоне делают черные, красные и зеленые узоры.
  7. Петриковка. Эффектная и увлекательная: на черном или позолоченном виде изображаются красивые цветы, сказочные звери или птицы.
  8. Городецкая роспись. Тематика касается деревенского интерьера и сельской жизни. На композициях встречаются изба, бытовые предметы, работающие в поле селяне, лес, ягоды. Картина окаймляется белым или черным колером.
  9. Авангард. На стекло наносятся простые геометрические узоры (квадраты, треугольники), случайные линии, кляксы.
  10. Надписи. Наиболее простой вариант исполнения. Модно и стильно смотрятся расписные символы, иероглифы, зодиакальные знаки. Новички могут писать красками имена и слова поздравлений на чашах и стаканах.

Инструменты и расходники

Для творчества необходимы:

  1. Краски. Колер выбирают в зависимости от рисунка и индивидуальных желаний. Начинающим мастерам рекомендуется приобретать необжигаемые составы. С ними проще работать.
  2. Контуры для стекла. Они могут продаваться в наборах и по отдельности. Цветовая гамма широкая. Представляют собой густую массу в тюбах с тонким наконечником. Предназначены для нанесения очертаний, создания рельефа, также используются в точечной росписи.
  3. Маркер или фломастер для наведения набросков узора на поверхность.
  4. Акриловый лак. Используется для закрепления красителя.
  5. Трафарет, шаблон, рисунок или эскиз, прикладываемый на прозрачное стекло.
  6. Вода, разбавитель или растворитель. Выбирается в соответствии с красками. Правила использования размещены в инструкции на этикетке банки или тюба.
  7. Ацетон или спирт. Для обезжиривания стеклянного покрытия.
  8. Ватные палочки и тампоны. Для вытирания излишков эмали с обрабатываемой поверхности и протирания кисти.
  9. Иголка или зубочистка. Для избавления от появляющихся пузырей воздуха на декорируемом изделии.
  10. Палитра. Для смешивания колеров.
  11. Художественные кисти нескольких видов.
  12. Клеенка. Для защиты рабочего места от попадания красящего материала.

Пошаговая инструкция по росписи витража

Рисование узора акриловыми красками на стекле осуществляется в такой последовательности:

  1. Постелить газету или клеенку, чтобы не испачкать мебель, на которой придется работать.
  2. Взять набросок и положить его на стол, сверху разместить стекло. Если используется трафарет, его кладут на поверхность.
  3. Фломастером обвести очертания.
  4. Ровно по линиям наложить специальную контурную краску, выдавливая ее из тюба.
  5. Подождать 30 минут, пока она высохнет.
  6. Взять палитру, смешать на ней колеры и получить нужные оттенки.
  7. Наносить краску на каждый выделенный контурами участок.
  8. Убрать недостатки в процессе работы.
  9. Оставить изделие до полного высыхания при комнатной температуре.
  10. Покрыть изделие акриловым лаком.

Дополнительные рекомендации

Чтобы получить качественный и красивый рисунок, следует учитывать некоторые нюансы:

  1. Узоры на стеклянных бокалах и фужерах должны наноситься на внешней стороне. Нельзя соприкасаться губами во время питья с краями обработанной поверхности.
  2. Расписанную красками посуду при обжиге ставят в холодную духовку, постепенно нагревают до требуемой отметки. Время термообработки и температура указаны в инструкции к применению. Предметы с витражом оставляют в печи до полного остывания, затем вынимают. Доводить до слишком высоких температур нельзя, эмаль станет коричневатого оттенка.
  3. Если в результате творчества получаются погрешности и изъяны, их убирают ватной палочкой или тампоном сразу, пока материал не засох.
  4. При появлении на покрытии пузырей, наполненных воздухом, их прокалывают зубочисткой или острой иглой.
  5. Ускорить высыхание можно сушкой феном.
  6. Емкости с красящими составами нельзя держать открытыми. Они быстро высохнут и испортятся. Лучше брать палитру и наносить средство на нее, смешивать колеры и получать новые индивидуальные оттенки.
  7. Художественные кисти держать во время творческой работы в воде, иначе эмаль на них затвердеет. Инструмент станет непригодным. ЛКМ придется очищать растворителем или разбавителем.
  8. После применения тару не оставляют в помещении, выбрасывают в закрытом виде.

2 совета, как убрать краску для росписи стекла с одежды:

  1. Безопасный, но не всегда осуществимый. Замочить грязную вещь на сутки в холодной воде, на следующий день отстирать хозяйственным мылом. Куски красителя могут отвалиться.
  2. Агрессивно действующий, но имеет 100%-ный результат очистки. Чтобы удалить пятна, оставшиеся после художественных занятий, нужно взять вату и хорошо промочить в ацетоне или смеси ацетона со скипидаром, затем пропитать ею загрязненное место и потереть нашатырным спиртом до исчезновения грязи.

Меры предосторожности

Работа с краской для витража требует от художника-декоратора соблюдения мер предосторожности:

  1. При использовании водно-дисперсионных и акриловых составов работать в перчатках и специальном фартуке, несмотря на гипоаллергенные свойства материала.
  2. Перед работой с аэрозолями или эмалями с содержанием токсичных растворителей надевать средства индивидуальной защиты.
  3. При попадании химических веществ на руки или в глаза промыть их большим количеством воды, при осложнениях обратиться к врачу.
  4. Обработанные изделия высушивать в хорошо проветриваемом помещении.
  5. Хранить тару с красителями в укромном, недоступном для детей месте подальше от источников огня, отопительных и нагревательных приборов.


Необходимо соблюдать меры предосторожности.

Декоративная роспись стекла

Первые рисунки и орнаменты, которые нанесет рука начинающего художника на стеклянную поверхность, не должны быть слишком сложными. Если рисовать будет ребенок, можно предложить ему изобразить цветок, бабочку, украсить изделие облаками и солнцем, нарисовать дождь и т. п.

Выполнение простых мазков и линий поможет набить руку и взрослому, который до этого не занимался рисованием. В качестве шаблона можно использовать контурные рисунки, подкладывая шаблон под прозрачное или матовое стекло. Обведя темные линии, середину закрашивают единым тоном.

Техника

Для росписи стекла применяют сходные по исполнению техники:

  • простую заливку контура;
  • тиффани – создание сплошного узора из отдельных элементов, каждый из которых выглядит как деталь мозаики;
  • витражную роспись – выполняется специальными красками (прозрачными), каждая часть рисунка представляет собой темный контур, залитый 1 тоном.

Работа начинается с подготовки стекла. Для первых опытов можно расписать стеклянную банку, превратив ее в вазу. Чтобы легко снять с изделия этикетку, надо замочить его в теплой воде с моющим средством. Затем емкость моют и высушивают.

Если используется плоская стеклянная пластина, то после удаления пыли сухой салфеткой можно просто обработать поверхность спиртом или водкой, средством для мытья стекол, вытереть до сухого состояния.


Для росписи лучше выбирать качественные краски, например, от фирмы Olki или Decola.

Для росписи готовят:

  • краски и палитру;
  • несколько кистей (для каждого оттенка своя);
  • палочку или лопатку для смешивания красок;
  • растворитель с ацетоном в составе;
  • акриловый прозрачный лак.

Подготовленную основу раскрашивают в следующем порядке:

  1. Тонкой кистью наносят контуры рисунка, подложив эскиз на бумаге под пластину. Если выбрана техника тиффани, рисуют небольшие округлые контуры, из которых состоит большая деталь росписи (например, фон). Элементы рисунка могут быть целыми, если они невелики (лепесток маленького цветка и т. п.), их форма может быть любой. Когда все контуры прорисованы, изделие оставляют сохнуть на срок, указанный производителем краски. Если был использован объемный контур (рисуют им без кисти, выдавливая полоску из тюбика), нужно полностью высушить его перед раскрашиванием.
  2. Заполнить внутреннюю часть контура краской нужного оттенка. При рисовании в стиле тиффани можно в 1 элементе «мозаики» сделать 2-3 мазка разными оттенками цвета. Это придаст рисунку выразительность и создаст эффект объема. Для витража внутреннюю часть контура заливают 1 оттенком. Если рисуют предмет с тенью, делают несколько мазков более темным оттенком той краски, которой залит элемент.
  3. Готовое изделие высушивают, покрывают лаком. Чтобы сделать рисунок еще устойчивее к воздействию влаги при уборке, изделие можно прогреть в духовке. Стеклянную вещь кладут в холодный шкаф, а затем включают его, доводят температуру до +150°С, отключают и оставляют стекло остыть в печи.

Изготовление витражных красок своими руками

ЛКМ для росписи стекла можно сделать самостоятельно без лишних затрат из подручных материалов, например маникюрного лака или клея ПВА.

На основе лака для ногтей

Изготовление смеси для рисования – несложное занятие. Качественный краситель готовится из:

  • клея БФ-2;
  • лака для ногтей;
  • любой краски на водной основе.

В тару выливают ингредиенты в соотношении 1:1, хорошо смешивают. Разбавляют состав краской. Чтобы получить требуемый цвет, пользуются пипеткой: добавляют по 1 капле красящего средства в густую массу и перемешивают.

Полученное вещество ровно ложится на поверхность, быстро высыхает при комнатной температуре, не растрескивается и не осыпается.

Почему нельзя прикасаться к поверхности краски на лаковой основе?

Если вы сделали ваш выбор в пользу витражных лаковых красок, тут нужно помнить одно правило как аксиому: витражные краски на основе растворителя долго сохнут!

От любого прикосновения в первые 30-40 минут останется отпечаток пальца. Полное высыхание происходит через 8 и более часов (точное время производитель указывает на баночке). Принудительно сушить витражные краски не рекомендуется, так как от этого они теряют блеск.

Также, держите свою работу для полного просыхания в месте, куда не попадет пыль,… а то получится «пыльный декор» на поверхности стекла

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]