Уроки детской живописи, или как научить ребенка рисовать

Рисование для малышей в возрасте 3-4х лет – это настоящий творческий эксперимент. Ведь именно с этого возраста проявляются творческие порывы.

Ребенок видит окружающий мир и пытается его передать на картинке, пусть даже бесформенно.

И главная задача у родителей не только начать учить ребенка рисовать, пользоваться художественными наборами, но и привить ребенку любовь к данному творчеству.

Но как правильно построить родителям занятия и организовать место для творческого процесса? Ведь от этого зависит дальнейшее желание детей рисовать.

Здесь каждому малышу важна не техника изображения, а совместная творческая игра. И рисуя вместе с детьми родителям важно это учесть.

Поэтому совместные уроки, начиная от знакомства с творческими материалами и инструментами, и заканчивая рисованием различных картинок должны всегда проходить интересно.

Организация места для детской художественной мастерской

Чтобы привлечь внимание ребенка к такому творческому процессу как рисование, стоит в первую очередь организовать место для художественных экспериментов дома.

Такая художественная мастерская станет непременным помощником родителя и отличным творческим местом для детей.

Они смогут посетить его в любое время, когда будут чувствовать необходимость в самовыражении.

Но как организовать этот уголок для рисования? И чем его нужно наполнить? – вот моменты, к которым каждому родителю важно серьезно отнестись.

При этом стоит знать, что детскую мастерскую для рисования не обязательно захламлять огромным количеством предметов. Порой детям достаточно небольшого художественного набора, чтобы приступить к малеванию.

Но все же есть несколько необходимых предметов, которые должны находиться в детском уголке:

  1. Столик со стульчиком или парта, подходящие по росту малышу;
  2. Бумага, как обычная белая, так и цветная;
  3. Открытые полки или контейнеры, например, ведерки или ящички, где будут храниться материалы и инструменты для рисования в открытом доступе;
  4. Краски, кисточки, карандаши и фломастеры.

Этот минимальный набор, конечно же, может быть расширен другими вещами, которыми будет пользовать ребенок.

Из дополнений к основному набору можно также добавить такие интересные и полезные предметы, как:

  1. Клей и ножницы – нужны для создания художественной аппликации с помощью родителей;
  2. Меловую доску или меловую стеночку – для детского самовыражения вместо обоев;
  3. Мольберт со сменной бумагой для использования красок или отдельное бумажное полотно;
  4. Универсальную доску для рисования фломастерами;
  5. Место для экспозиции созданных детских картин.

Кроме того важный момент организации детской мастерской, помимо ее наполнения – это выбор места, где она будет находиться.

Из вариантов расположения можно выбрать следующие:

  1. Светлое место в детской у окна;
  2. Освещённая часть гостиной или кухни.

Ну а далее слегка зонировать уголок, чтобы ребенок чувствовал себя в нем более комфортно.

И вот когда уголок для детского творчества будет готов, родителям можно приступить к привлечению ребенка к искусству рисования.

Как пригласить ребенка в детский уголок для рисования?

Дети в 3-4 года очень неусидчивы и подвижны, поэтому их нужно заинтересовывать во всем новом. И рисование – не исключение.

Чтобы ребенок приступил к этому творческому процессу, родителям еще придется показать, что это действительно интересно.

И начать стоит с приглашения малыша в детский уголок, где все должно быть в свободном доступе. Ребенок может там все пощупать, потрогать и попробовать порисовать.

Однако ребенок не всегда заинтересовывается, и чтобы этого избежать стоит воспользоваться следующими советами:

  1. Приглашение нужно оформить красиво, т.е. использовать яркие цвета и предметы. К примеру, положить не белую, а желтую бумагу, фломастеры или карандаши ярких цветов, на стол положить скатерть для рисования с любимыми героями ребенка;
  2. Оформить детский интерьер вокруг, чтобы ребенку захотелось там поиграть. Например, коробки для хранения художественных принадлежностей оформить в форме любимых вещей ребенка – машинок, ракет или животных;
  3. Использовать простые материалы, чтобы ребенок не растерялся, впервые с ними соприкоснувшись. Самыми простыми в этом возрасте будут мягкие карандаши или фломастеры, краски и мелки;
  4. Начинать рисование с работы с одним видом инструментов и материалов. Стоит помнить, что ребенок только начинает свое знакомство с рисованием и ему сложно переключаться с одного вида предметов на другие. Поэтому если первое знакомство будет с карандашами, то и несколько недель занятий нужно проводить именно с этим инструментом;
  5. Никогда не спешить и показывать ребенку, как можно пользоваться предметами для рисования тогда, когда все заранее подготовлено к занятию;
  6. Позволять ребенку проявлять самостоятельные шаги и заходить в свою мастерскую в любое время, когда у него возникает желание.

И следуя этим советам на самом деле не трудно пригласить ребенка к такому художественному занятию творчеством.

Гораздо сложнее оказывается составить интересные занятия, чтобы не только привить любовь к процессу рисования, но и заложить основы использования инструментов и материалов.

А научить ребенка рисовать в этом возрасте можно с легкостью при помощи кисточки, карандашей и фломастеров. Но главное при этом правильно познакомить малышей с этими предметами.

Условия рисования

Первое обязательное условие – маленькая мотивирующая история.

Жила-поживала машинка (игрушка-зверюшка, куколка…). Однажды захотелось ей погулять. Вышла на улицу из гаража (дома, норки…), а везде болото. Давай нарисуем ей дорожку?

Второе обязательное условие – обыгрывание нарисованного. Обыгрывать можно только высохшие рисунки. Сушите их феном, если малыш не боится его «жужжания».

Время занятия обычное: 10 минут. Как в детском саду. Примерно через это время Мишенька говорит: «Я устал». Встаёт и уходит. Заставлять работать дополнительно малыша этого возраста бесполезно. Так что всё планируемое на занятии стремимся уложить минут в 10.

Знакомство с кисточкой

Если на первом этапе тактильного рисования с детьми родители используют съедобные материалы, например, пальчиковые краски, то в период 3-4х лет можно начать пользоваться стандартными красками. Как правило, это акварель или гуашь, которыми рисуют при помощи кисточки.

Но как творчески подвести ребенка к использованию такого инструмента как кисточка? Ведь сразу правильно держать этот инструмент тремя пальцами и не научишь, да и не надо. А необходимо в первую очередь следующее:

  1. Показать, что волшебной кисточкой можно оживить краску. Для этого подготовить несколько баночек с небольшим количеством воды. Затем погрузить кончик кисточки в воду, смочить краску и капнуть ее в воду. Когда вода окрашивается, краска оживает, а затем ребенок экспериментирует самостоятельно;
  2. Показать, что с помощью кисточки можно гладить любую поверхность. Для этого сначала нужно показать имитацию, как мама гладит волосики ребенка на голове. И также кисточка будет гладить бумагу или край баночки для отжима воды;
  3. Научить кисточку красить свои волосики. Если краска на кисточке высыхает, то нужно немного водички и новая краска, чтобы волосики снова стали цветными;
  4. Познакомить малыша с тем, что кисточка учит краски дружить. Для этого показать, что краски могут смешиваться между собой как в воде, так и на бумаге или палитре. При этом получаемый цвет не важен;
  5. Поиграть в волшебную палочку, которая создает различные узоры. Ребенку нужно показать, что кисточкой можно ставить кляксы и точки, делать штрихи и линии, в целом наносить любой фантазийный узор.

И самое главное – совершенно не страшно, если лишние брызги при работе с кисточкой попадут на работу или полетят вокруг. Ведь важно удовольствие, которое получит ребенок от своего творческого эксперимента.

А вот как провести художественные занятия с красками и кисточками в столь раннем возрасте еще стоит разобраться. Родители должны тщательно подбирать, что предложить ребенку рисовать, если они проводят совместные занятия.

Как научить ребёнка рисовать

Для начала малышу необходимо предоставить свободу для творчества. Пусть ребёнок сам выберет, чем и где будет рисовать. Если маленький ребёнок рисует на бумаге, лучше всего подготовить большой кусок обоев.

В плане аккуратности детишки бывают разные: кто-то боится испачкаться, другие готовы с головой залезть в краску. Родителям стоит адекватно реагировать на такие проявления малыша. В противном случае, у ребёнка может возникнуть страх перед таким видом творчества.

Всегда хвалите ребёнка. Неважно, насколько красиво получилась картина маленького художника. Ведь в рисовании малыша главное не результат, а процесс.

Не нужно требовать от ребенка точности передачи какого-либо изображения или предмета. У малыша может быть свое видение. В детском возрасте фантазия очень многогранна, и ваша задача — развивать у ребенка творческие способности. Вы можете предложить нарисовать ребенку яблоко. А затем сравнить с вашим рисунком. Попытайтесь найти различия, проговаривайте с малышом вслух, что видите. Говорите, что яблоко можно нарисовать вот так или так и еще разными способами. Но ни в коем случае не обращайте внимание на то, что ребенок нарисовал неправильно.

Творческие эксперименты с красками

Начиная с самого раннего возраста пользоваться красками детям легче всего во время творчества. Вначале всегда идет рисование пальчиками, но уже с 3-4-х лет наступает время использования кисточки.

И если родители правильно знакомят малышей с этим творческим инструментом, то и занятия с ним проходят плодотворно. Но все же некоторые художественные эксперименты лучше всего сказываются на развитии детских способностей:

  1. Занятие в лице любимой игрушки ребенка. Когда игрушка заговорит детским голоском и попросит нарисовать ее или какой-либо сюжет, то ребенок быстро вовлечется в творческий процесс и проявит всю свою художественную фантазию на бумаге;
  2. Дорисовка отпечатка ладошки. Дети уже знакомы с рисованием рукой, поэтому они легко оставляют цветные следы от ладони на бумаге, но при этом они могут кисточкой дорисовать что-то по подсказке родителей или по своей инициативе. К примеру, зеленая ладошка благодаря кисточке может превратиться в морковку или лягушонка, а желтая в тигренка или львенка;
  3. Дорисовка клякс. Дети в этом возрасте часто ставят кляксы. И задача родителей на занятии становится научить превращать кляксы в интересные предметы. Клякса может превратиться в бабочку, цветок или даже машинку. Нет ничего невозможного, главное чтобы малышу было интересно. Аналогично увлечь ребенка можно и при помощи цветных брызг;
  4. Занятие в виде рисования точками. Детям очень нравится наносить точки кисточкой вначале знакомства с ней, и очень логично со стороны родителей этим воспользоваться. Ведь при помощи такого забавного нанесения краски можно нарисовать, к примеру, дождь, песок и даже мелких жучков и муравьев;
  5. Рисование полусухой кистью. Один из интереснейших экспериментов с гуашью – это когда нарисованную основу-контур, например, зайку или мишку, ребенок оживляет при помощи тычков полусухой кистью. Малыша всегда заинтересовывает этот процесс, и совершенно неважно насколько хорошо будет закрашено животное, главное – это вовлеченность малыша.

Кроме того родители могут экспериментировать и дальше, предлагая малышу совмещать рисование кистью с добавлением элементов аппликации и не только. Помимо кисти можно использовать и нетрадиционные методы нанесения краски такие как, вата, ватные палочки, вилка, резиновый мяч, спонж и другие.

Ну а увидеть некоторые интересные методики рисования краской можно в следующем видеозанятии:

Уроки рисования красками для детей 3–4 лет

Елена Буракова

Уроки рисования красками для детей 3–4 лет

Уроки рисования красками для детей 3-4 лет.

Прежде, чем рассказать о комплексе базовых занятий, плавно вводящих малышей в мир классической живописи, мы представляем оригинальные методы рисования для самых маленьких: Рисуем картошкой!

КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток.

РЫБКИ. Подушечкой большого пальца напечатайте тело, а кончиком указательного пальца — хвост. Фломастером дорисуйте глаза и рот.

ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки.

РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток.

Кляксография. Суть заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные)

. Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или
дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Итак, лист белой бумаги согните и разогните пополам. Вместе с малышом поставьте на линии сгиба 2-3 разноцветных пятна гуаши (чернил)
. Сложите лист пополам и с волшебными словами «крекс, фекс, пекс» проведите пальцем от центра к краям. Откройте лист — и получите бабочку или цветочек! После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали. Ниткография Согните и разогните лист белого картона примерно 20х20 см. Возьмите толстую шерстяную нитку длиной около 30 см и окуните ее конец на 8-10 см в густую
краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист, водите ниткой. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисуем по мокрому Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет — снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.

Волшебная свеча Восковой свечой (или кусочком хозяйственного мыла)

втайне от ребенка нарисуйте на плотной бумаге елочку или домик. Затем вместе с ним с помощью поролона начинайте наносить на всю поверхность бумаги
краску. Так как домик, нарисованный свечой, будет жирным, краска на него не ляжет, и рисунок внезапно проявится перед ребенком. Такой же эффект можно получить, вначале рисуя канцелярским клеем.
Старое золото С детьми более старшего возраста можно сделать картину, рисуя клеем ПВА, который оставляет выпуклую линию. Затем этот рисунок нужно покрыть золотой краской и слегка протереть черным кремом для обуви, создав эффект «старого золота». Выдуваем рисунки Разводим водой до очень жидкого состояния краски двух цветов. Оба цвета вплотную друг к другу наливаем на лист плотной бумаги. В центр опускаем соломинку для коктейлей и, направляя ее в разные стороны, начинаем сильно дуть. Получаются разноцветные ветвистые отростки. Если в средине рисунка круговыми движениями мокрой тряпочки создать «лицо», а после высыхания нанести на него глаза, рот, нос и уши, то получится веселый человечек.

Акварель с солью Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости. Потрескавшийся воск Простой рисунок можно превратить в полотно художника прошлых веков. Для этого необходимо рисовать восковыми карандашами. Главное — сильно нажимать на карандаш и покрыть рисунком и фоном всю поверхность бумаги, не оставив просветов. Затем аккуратно сминаем рисунок, начиная с краев. Разворачиваем и повторяем еще раз, чтобы получилось побольше трещин. Берем темную жидкую краску и заливаем ее во все трещинки, а затем промываем рисунок с обеих сторон под краном и даем высохнуть. Если ваша картина получилась слишком измятой, ее можно прогладить, положив между двух газетных листов.

Точечный рисунок Попробуйте порисовать фломастером или карандашом, делая множество точек, быстро-быстро ударяя инструментом по листу бумаги. А лучше всего получаются точечные рисунки красками. Можно использовать жесткую кисточку, а можно — спичку, очищенную от серы и туго замотанную небольшим кусочком ваты. Ее окунают в краску и начинают творить.

Ксерокопия без ксерокса Для развития мелкой моторики рук очень полезно рисование вслепую через лист копировальной бумаги. Положите его красящей стороной на лист бумаги и прямо по копирке начинайте рисовать пальцами, карандашом или тупой палочкой. Когда рисунок будет закончен, уберите копирку и вместе с ребенком посмотрите, нет ли деталей, которые вы забыли изобразить.

Коллаж В доме всегда найдутся ненужные открытки, фотографии, цветные вырезки из журналов, которые можно соединить в большой коллаж. Когда с помощью клея и ножниц вы создадите свое полотно, можете подкрасить фон или части картины краской. Должно получиться что-то очень интересное.

Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз)

;
рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т. д.

Знакомство с карандашами

Держать в руке карандаш каждый малыш может также, как и кисточку. Но вот творчески работать с этим инструментом немного сложнее.

И поскольку карандаши отличаются по объему и плотности, то выбирать для рисования с детьми стоит тонкие карандаши с мягким грифелем. Такой инструмент будет легко наносить рисунок на бумагу, а ребенку будет не сложно его держать.

Однако при знакомстве детей с этим инструментом для рисования родителям, в отличие от знакомства с кисточкой, нужно будет выделить несколько важных моментов:

  1. Замотивировать малыша воспользоваться карандашом, ведь пользоваться им сложнее, чем кисточкой. Для этого нужно представить этот инструмент волшебным кораблем, пальчики пятью матросами, а самого малыша капитаном, который может ими управлять;
  2. Показать, на примере взрослых, как пользоваться волшебным предметом. Папа становится волшебников, а мама волшебницей и они оживляют рисунок при помощи несложных движений;
  3. Показать, что карандаш, как и кисточка, может создавать красивые черточки, линии, точечки, кружочки. Также можно предложить ребенку пофантазировать и попытаться нарисовать, что он хочет при помощи волшебного предмета;
  4. Познакомить малыша с правильной позицией карандаша в руке. Ведь сложнее рисовать инструментов в ладошке, чем в трех пальчиках. Для этого среди матросов стоит выделить боцмана и двух помощников, которые помогают правильно управлять кораблем;
  5. При усталости ребенка при рисовании карандашом проводить забавную пальчиковую зарядку. И после небольшого отдыха, если ребенок хочет снова порисовать, дать ему эту возможность.

Эти моменты помогут быстро освоить ребенку простое рисование карандашами. А если инструмент вдруг перестал рисовать потому, что сломался грифель, то родителям нужно показать, что его легко оживить при помощи волшебной точилки в виде какой-либо игрушки или зверушки.

Ну и научившись слегка пользоваться карандашом, родители могут предложить детям интересные, но простые творческие занятия.

Творческие эксперименты с карандашами

Карандаши чудесно развивают мелкую моторику, что в свою очередь отлично влияет на творческие способности детей. Поэтому чем чаще малыш выбирает карандаш для рисования, тем лучше он будет рисовать.

Однако в силу небольшой тяжести освоения этого инструмента родители должны проводить творческие эксперименты в живой форме, как можно чаще заинтересовывая малыша в работе с карандашом.

Научиться рисовать с нуля этим грифельным инструментом ребенку можно после таких предложенных занятий с родителями, как:

  1. Изобразить сказку. Вначале родитель читает или показывает вживую сказку, а потом предлагает малышу нарисовать любого персонажа. Неважно насколько бесформенно будет изображение, например, колобка или мышки-норушки, главное – это стремление ребенка передать услышанное или увиденное;
  2. Поиграть в прятки. Дети очень любят игру в прятки, и поэтому эта идея срабатывает и для рисования. Спрятать можно грибы в траве, животных за забором и бабочек среди цветов;
  3. Заблудиться в лесу. Можно всей семьей вначале поиграть как ребенок заблудился в лесу и рассказать кого он там мог встретить, а потом предложить перенести все это на бумагу;
  4. Показать, как идет дождик. Очень простая идея короткими штрихами-линиями изображать капли дождя. А чтобы ребенку было интереснее прочитать стишок про мокрого зайку Агнии Барто и попросить изобразить зайчонка под дождиком;
  5. Изобразить семью на прогулке или в интересном месте, иногда даже придуманном. Любознательность детей помогает им пусть и бесформенно переносить увиденное на бумагу, что способствует развитию художественных способностей.

Можно придумать и множество других сюжетов для художественных экспериментов, главное их преподнести малышам в игровой форме.

Среди сюжетов, которые можно изобразить карандашами следующие подсказки можно встретить на видео:

Первые уроки рисования. С чего начать

Маленькие детишки в первую очередь учатся изображать простые фигуры: линии, кружочки, квадраты, точки, прямоугольники, многоугольники и так далее.Рисовать можно, играя. Например, изобразив волнистую линию, скажите, что это змея и она шипит. Помогите малышу держать правильно инструмент для рисования. Возьмите его ручку в свою и нарисуйте кружочек. При этом можно рассказывать сказку. Например, отлично подойдет всем известная сказка “колобок”. Нарисуйте кружочек (колобок), прямую линию (дорога) и рассказывайте сказку. Просите малыша повторить за вами. В раннем возрасте дети с радостью копируют различные действия. Рисуйте кружочки, при этом все также рассказывая сказку или стишок. Предложите малышу нарисовать тоже самое.Детям, которые научились рисовать простые фигуры, можно предложить рассмотреть какой-нибудь несложный рисунок, затем по памяти изобразить увиденное. Этот прием отлично развивает не только творческие способности, но и память.Когда ребенок уже освоил первые навыки рисования, познакомьте его с ластиком. Если малыш рисует карандашом, покажите ему как убирать ненужные линии.

Рисуем с детьми поэтапно. Что рисовать с ребенком

На просторах интернета вы можете найти огромное количество поэтапных рисунков. Начинайте с простых, постепенно увеличивая сложность изображения.

Вот некоторые примеры самых простых рисунков:

Знакомство с фломастерами

Фломастеры, как и карандаши, важны на первых этапах творческого обучения детей рисованию. Но при этом эти инструменты боле легки в освоении для любого ребенка.

И самое главное – фломастеры наиболее любимы детьми в детском рисовании, ведь они невероятно легки в своем использовании.

Но все же и они имеют отличительные особенности, среди которых выделяются следующие:

  1. Бумага под рисование фломастеров должна быть плотной и гладкой;
  2. Для детей желательно выбирать инструменты на водной основе, а не спиртовой, и те варианты, которые легко отмываются;
  3. Выбирать фломастеры стоит с разными стержнями, тонкими, средними и толстыми. Особенно актуальны двусторонние инструменты, где с одной стороны более тонкий, а с другой более толстый стержень;
  4. Цвета фломастеров сложно смешать между собой, но детям в этом возрасте это и не нужно изучать;
  5. Фломастерами можно легко не только рисовать, но и раскрашивать картинки.

Но все же, что касается знакомства с фломастерами, то оно проходит схоже с карандашами. Можно использовать историю с кораблем, капитаном и матросами, а можно придумать историю про волшебника и его учеников или другую легенду.

В любом случае обучение работе с фломастерами проходит быстрее, ведь для их использования ребенку не нужно прикладывать никаких усилий.

А как играть с фломастерами, чтобы появились изображения на бумаге, родители придумывают сами. И совместные творческие эксперименты приносят пользу развитию детского рисования.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]