Если вы ранее рисовали только в скетчбуке или на бумаге, переход на холст может показаться пугающе сложным. В этой статье вы найдете всю необходимую информацию о живописи на холсте. Начиная с инвентаря и заканчивая подготовкой поверхности перед рисованием.
Холст является наилучшим другом художника и предлагает множество преимуществ по сравнению с бумагой. К примеру, холст намного более долговечен и может гарантировать сохранность вашей работы на многие годы. Хотя бы поэтому стоит попробовать научиться работать с холстом.
Какими бывают холсты
На протяжении веков картины маслом выполнялись на специально подготовленных деревянных панелях. Этот материал обеспечивал отличную жесткую поверхность, но время и влияние окружающей среды могли вызвать растрескивание и деформацию рисунка. Их также было тяжело перевозить. Вскоре легкий холст на подрамнике стал выбором номер один для художников.
Доступны холсты с разными покрытиями по разным ценам (Фото предоставлено Arteza).
Зайдите в любой художественный магазин, и вы найдете самые распространенные холсты, сделанные из хлопковой ткани и каркаса. Их стоимость зависит от использованного материала и покрытия холста. В основном, самые дешевые холсты выполнены из хлопка и покрыты полиакрилами. А льняной, покрытый масляным грунтом холст, будет стоить на порядок дороже.
Лайфхаки
Поделюсь некоторыми советами и тонкостями работы с этим материалом:
- Если нарисованная работа не устраивает, а слой масла ещё свежий, его легко можно удалить обычной влажной салфеткой.
- С помощью мастихина любую работу, даже уже давно высохшую, можно также соскрести, тем самым освободив холст для нового творения.
- Растительное масло начинающему художнику можно использовать практически любое. Срок высыхания работы в большей степени зависит от влажности в помещении. В хорошо продуваемой комнате летом или в отапливаемой комнате зимой работа, написанная даже с подсолнечным маслом, высохнет достаточно быстро.
- Писать можно практически на всём. Конечно, срок службы объекта таким образом не составит десятилетия, но на первое время подойдёт любая вдохновляющая поверхность. Например, кухонный шкафчик или доска из сарая.
- Кисти. Опять же в дело пойдёт всё: косметические, строительные, кулинарные. Выбрать стоит ту, с чьей помощью выходит нужный мазок.
- Сегодня выпускается даже бумага, на которой можно писать маслом. Многие художники для набора достаточного количества иллюстраций (например, для книг) не брезгуют этим материалом.
- Начинающему художнику достаточно приобрести комплект из пяти цветов любого производителя (красный, жёлтый, синий, белый и чёрный). Смешивая их, можно достигать необходимых оттенков, получать важный опыт.
- Акриловые краски продаются практически везде. Они намного популярнее масла и дешевле. К тому же акрил сохнет в разы быстрее. Так что первые слои работы можно смело выполнять этим материалом. Он прекрасно сочетается с маслом в работе.
- Если в голове нет достойного сюжета, попробовать стоит с попытки написать копию известного полотна. Такие копии, если качественно прописаны, кстати, отлично продаются.
- Рисовать с натуры настоящее удовольствие. Стоит лишь однажды попробовать. Удивительно, что некоторые начинающие художники лишают себя такого приятного и полезного занятия.
Мнение редакции
Елена Калита
Редактор журнала
Создавать шедевры действительно может каждый. В каждом рукотворном шедевре – не только умение, но и душа. Вникните в каждую деталь, в каждый оттенок краски, в каждое движение руки, подберите все только самое лучшее из доступного, почувствуйте, что создание своей картины – это не только процесс, но и своеобразная медитация, в которую погружаешься с головой, и тогда из-под ваших рук выйдет действительно прекрасное произведение.
Пористые и непористые грунтовки
Какой бы холст вы не выбрали, его нужно покрыть грунтовкой. Грунтованные полотна можно разделить на два вида, пористый и непористый.
Акриловая грунтовка сделает холст пористым, а масляный грунт – наоборот. Основной принцип заключается в том, что пористая грунтованная подложка позволяет краске высыхать быстрее, поскольку вода, содержащаяся в краске, впитывается в холст. В этом случае с непористым грунтом, краска долго высыхает естественным путем за счет испарения воды.
Непористые грунтовки дают возможность работать над картиной дольше (Фото предоставлено Майклом Хардингом)
Основным преимуществом использования непористого грунта является то, что краска будет оставаться влажной, и это даст вам больше времени на доработку картины. Более того, масляная краска сохранит больше блеска и будет более долговечной. На пористых грунтовках краска может выглядеть мертвой и лишенной блеска. Так происходит потому, что она высыхает слишком быстро.
Гуашь
Рисунок этим материалом кажется бархатным на ощупь и вид, но может марать руки и смазываться, но не очень сильно. Чаще художники по неопытности наносят слишком толстый слой краски, из-за чего после высыхания этот участок может осыпаться.
Эти краски также стоит держать вдали от солнца, а главное — хорошо закрывать крышку, иначе даже вода не сможет их реанимировать, если вы надолго забудете их открытыми.
Для тех, кто захотел их попробовать как материал, для начинания стоит узнать пару советов.
- Гуашь любит воду, но не стоит перебарщивать. Слишком много воды может привести к тому, что окончательная работа будет липкой и не высохнет.
- Если у вас что-то не получилось, не стоит унывать. Эта краска легко перекрывает предыдущий слой, чем можно воспользоваться для исправления ошибок.
- Бумагу можно использовать любую. Эта краска не настолько водная как акварель, но если вы хотите сохранить работу надолго, то лучше использовать плотный материал, который дольше не портится.
Интересный факт, но Рубенс и Пикассо так же использовали гуашь. В наше время многие считают, что это исключительно детские краски, но это не так. Испокон веков гуашью пользовались как раз профи своего дела, даже если мы запомнили их как материал из детства.
Рисунок на холсте для начинающих
Итак, у вас все подготовлено, а холст загрунтован и готов к работе. Время начинать рисовать! Последующие шаги в основном зависят от того, какую краску вы используете. Мы собрали наши лучшие советы, чтобы помочь вам продолжить путешествие по холсту.
Картина маслом
Работа с маслом может показаться нелегкой. А для освоения масляной живописи требуются знания техник, которыми вы, скорее всего, еще не обладаете. Изучите эти 28 советов по рисованию масляными красками, чтобы получить необходимые знания и приступить к работе с краской. Если вы хотите освоить технику Боба Росса, которая идеально подходит для новичков, прочтите эту статью. В ней подробно описаны все необходимые материалы, и есть видеоурок.
Акриловая живопись
Акриловые краски быстро высыхают и могут использоваться как прямо из тюбика, так и с добавлением воды. И если их разбавлять, они будут похожи на акварель. После прочтения этой статьи вы с легкостью сможете работать с этой яркой и универсальной средой.
Общие советы по рисунку
Изучите статью Ошибки начинающих художников: как рисовать правдоподобно. Она поможет понять основные принципы рисования, и вам не придется переучиваться для того, чтобы рисовать правильно.
Все тонкости процесса раскрашивания по номерам
При раскрашивании картин на холсте или картоне по номерам существует несколько моментов, которые следует учитывать начинающему художнику.
Раскраски выбирают по сюжету. На отечественном рынке присутствуют образцы с копиями знаменитых мастеров:
- Натюрморты.
- Пейзажи.
- Портреты.
Новички начинают работу с несложных композиций и понятных сюжетов.
Акрил – синтетическое вещество, напоминающее по технике рисования акварель. Этот красящий состав на водной основе и не требует специальных разбавителей. Краска ложится на изделие легко и красиво, быстро высыхает, поэтому в жаркую погоду под рукой не помешает пульверизатор с водой для смачивания на палитре. На столе ставят стаканчики с водой для промывания кисточек и подготавливают салфетки, чтобы их промокать.
Акриловые краски устойчивы к свету, нетоксичны, полностью готовы к использованию. Перед работой их следует перемешать. Если красящее вещество слишком густой консистенции, можно добавить 1 каплю воды, лучше дистиллированной. Ее дополнительно покупают в аптеках или автомагазинах. Для разбавления некоторые художники применяют специальные растворители для акрила.
Чтобы не перепутать цветовые гаммы при рисовании, следует проверить соответствие номеров на шаблоне с номерами на тюбиках и баночках. Маркировка должна совпадать.
В процессе работы зарисовывают сначала все детали одним цветом, затем переходят к другому, в противном случае краска засохнет, ее придется постоянно разбавлять.
При нанесении светлого или блестящего тона номера и контуры на основании изделия могут просвечиваться. На такие сегменты наносят несколько слоев краски, при этом можно использовать мастихин. Иногда перед наложением светлого слоя цифры закрашивают белой краской, затем приступают к основному цвету.
Набор для рисования по номерам.
Номерное раскрашивание базируется на 4 принципах:
- От светлого – к темному. Сначала рисуют желтыми, розовыми, белыми тонами. Их можно стереть или закрасить более темным цветом.
- От большего – к меньшему. На начальном этапе зарисовывают большие детали, затем переходят к мелким, так можно избежать клякс и ляпов в процессе работы, сопоставить зарисованные фрагменты с готовым примером, добавить мазки и блики. Для рисования совсем мелких фрагментов используют зубочистку.
- От центра – к краям. Главное изображение в арт-искусстве находится всегда посередине, поэтому если работу начинать с центральной части, меньше вероятности измазать картину рукавом или локтем.
- Сверху – вниз. Если работать в таком направлении, изделие получится более чистым и опрятным.
Смешивание красок
Большое значение имеет выбор цвета. В наборах для рисования краски имеют тот оттенок, который указан на шаблоне. Если во время творчества нужный цвет заканчивается, его смешивают с другими. Светлые тона заканчиваются быстрее. На любом изображении светлых пятен больше, чем темных, иначе картина становится мрачной. Для получения тонких и свежих оттенков рекомендуют разбавлять белый с цвет с тоном, наиболее близким к требуемому оттенку.
Уровень сложности
Уровень сложности обозначен на упаковке символами в виде звезд. Чем больше звезд, тем сложнее рисунок. Сложность изображения определяется наличием большого количества мелких фрагментов. На тщательную и кропотливую роспись потребуется много времени и профессионализма. Пенсионерам и людям со слабым зрением лучше покупать наборы с 2 или 3, детям – с 1 звездой.
Акриловые краски
Акрил для живописи стал использоваться недавно, но уже приобрел популярность.
Залог успеха прост: акриловые краски для рисования подойдут буквально для рисования на всем. Подойдет любая нежирная поверхность, будь то бумага, дерево, керамика, тканевая основа (холст), стекло и даже металл. Высыхает акрил недолго, а цвета неизменно радуют яркостью, сочными оттенками. Высохнув, со временем не тускнеют и не выгорают, водой тоже не смыть. А вот свежий рисунок акрилом удаляется без следа и без проблем.
Помните: Акрил высыхает буквально за час, поэтому сразу же после использования закрывайте тюбики и промывайте кисточки теплой водой. При высыхании работа темнеет.
Картину легко разбавлять (и даже смывать) водой, благодаря чему добиваться практически любой фактуры – от полупрозрачной акварели до густых мазков масляных красок. А вместо воды лучше брать специальный разбавитель.
Приобрести акриловые краски можно в разной таре – тубах или банках. Более востребованы они в тубах – там консистенция близка к маслу.
Выпускают густые, жидкие, глянцевые, матовые, блестящие, перламутровые варианты акрила.
О техниках рисования
Подготовка к творчеству не занимает много времени, тем более, что в современных магазинах искусства можно приобрести все самое необходимое для работы. Уже натянутые и загрунтованные холсты можно найти любого размера — от самого маленького до огромного.
Картина, написанная масляными красками, очень эффектно смотрится. Мазки, накладываемые художником, выглядят будто отдельно друг от друга. Многие думают, что живопись маслом довольно простое занятие, но это совершенно не так. Попробуем разобраться, как научиться рисовать масляными красками.
У каждого мастера существует своя техника рисования, которая отличается своими особенностями. Стандартными можно выделить:
- многослойное наложение;
- алла-прима – один слой.
Исполнение многослойного наложения – это очень сложная техника, при которой нужно быть максимально осторожным, зная все свойства и характеристики маслянных красок. Необходимо работать в одном стиле и не разбавлять краску, чтобы быстрее закончить работу. Разбавленный состав может выглядеть на полотне более матовым и тусклым, чем остальные детали. При такой технике на всю работу уйдет не один и не два тюбика краски.
При наложении одного слоя необходимо помнить, что краска может сжаться, и на картине появятся трещины. Художники в этом случае дают первому слою полностью высохнуть и пишут второй. Многие мастера чаще пользуются этой техникой, так как расход материала ниже.
Секрет 7. Природа + акрил = гармония
Какие же картины лучше всего рисовать акриловыми красками? Превосходно получаются пейзажи, цветы, натюрморты и, конечно, импрессионистические зарисовки. При соблюдении определенных правил картины, нарисованные акрилом, не уступают по красоте тем, что выполнены маслом.
Вооружитесь этими маленькими секретами, и у вас получиться замечательная картина, о которой вы могли только мечтать!
акриловые краски
Гуашевые краски
К гуаши многие относятся снисходительно. Ее считают подходящей для плакатов и детского творчества.
Однако, прежде чем записывать рисунки гуашью в разряд «несерьезной живописи», стоит вспомнить, что ею писали такие мастера, как Пикассо, Матис, Миро, Рубенс, Кустодиев, Бенуа, Серов и многие другие художники. И для этого имеется сразу несколько причин.
Гуашь универсальна, ею рисуют не только на бумаге, но и на древесине, ткани, стекле. При этом не требуются никакие разбавители или ускорители высыхания. Она быстро высыхает. А если вдруг в рисунке хочется добавить-подправить нюансы – сделать это можно, даже спустя некоторое время. Именно поэтому рисование гуашью — любимое занятие детей, начинающих художников, и даже профессионалов.
Главная особенность краски гуашь – непрозрачность, то есть она является кроющим. Особенность ценная, поскольку позволяет закрывать темные участки светлыми, и наоборот. Этим вид отличается от масляных красок, темперы, акварели. И помните: если кладете в несколько слоев – не перестарайтесь: от переизбытка слоев результат может растрескаться.
Картины гуашью получаются матовые, плотные, чуть бархатистые – всему «виной» белила. Вместе с водно-клеевой основой и пигментами, они входят в ингредиенты.
Выбирая из видов гуаши – плакатной, художественной, акриловой, для детского творчества, учтите, что: лучшая гуашь для детей и начинающих — художественная: у нее отличная укрывистость и она без проблем ложится на поверхность.
Помните: Высыхая, гуашь светлеет, поскольку в составе присутствуют белила. Поэтому используйте цвета более насыщенные, чем предполагаемый результат.
Купить гуашь можно в тубах различной емкости, или в кюветах. Кроме того, ее фасуют также в баночки (металлические, стеклянные, пластмассовые).
Пастель
Увидев пастель, вы совершенно не признаете их красками, потому что выглядят они как детские восковые мелки. Для рисования пастелью не нужна вода или кисти (только в редких исключениях), а только сами мелки и бумага или холст. Несмотря на это пастель все еще является «краской». Всю пастель делят на четыре вида: сухая, масляная, восковая и акварельная.
Восковые мелки, которыми часто рисуют дети, и есть разновидность пастели, просто об этом мало кто знает, а сами художники не любят пользоваться восковой разновидностью, только если это не книжные иллюстраторы.
Сухую в свою очередь делят также по мягкости. Ультрамягкая почти не содержит в себе связующего компонента, благодаря которому добиваются затвердевания.
Поэтому продают ее в баночках и рисуют при помощи спонжев. Сухая — самая распространенная среди пастели. Мягко и без затруднений ложится на бумагу, хорошо тушуется и отлично смешивает оттенки. Так же сухую пастель часто комбинируют с другими красками, например с акварелью или акрилом и чаще всего используют сразу все виды мягкости.
Единственный минус заключается в хрупкости готовой работы, ее легко испортить неосторожным движением, поэтому ее либо опрыскивают специальным раствором, либо помещают в рамку под антибликовое стекло. Такое стекло часто используют в картинных галереях не только для картин из этой краски.
Масляная пастель довольно вредный материал. Она не допускает тушевки, а ее цвета почти не смешиваются или делают это крайне неохотно, но сама по себе она не требует дополнительной фиксации. Сам материал кажется немного жирным на ощупь.
Акварельная пастель допускает размытие водой, что добавляет работе эффект акварельной живописи и воздушной легкости.