Чем покрасить вагонку внутри дома на даче — красиво и качественно


Все о покраске вагонки

Зачем это нужно
Чем можно красить

  • Защитные препараты
  • Декоративная обработка

Как покрасить

Зачем обрабатывать и красить вагонку

Любой материал из дерева необходимо покрывать защитными составами. Без них отделка быстро потеряет внешний вид и придет в негодность. Краски, лаки и пропитки выполняют несколько функций:

  • Улучшают внешний вид лицевой поверхности вагонки;
  • Препятствуют естественному потемнению древесины;
  • Защищают от плесени, грибка и гнили;
  • Сокращают выделение смолы из хвойных пород;
  • Улучшают водоотталкивающие свойства, тем самым предотвращают разбухание и деформацию;
  • Снижают способность к возгоранию и распространению огня.

Покрытия разных видов решают одну или несколько проблем. Поэтому для наилучшей защиты приходится выбирать сразу несколько составов. Чем покрасить вагонку внутри дома зависит от того какие именно функции возложены на покрытие и какой внешний вид отделки хотелось бы получить в итоге.

Подготовительный этап

Если решение принято, необходимо четко понять стиль и способ окраски вагонки в необходимый цвет. Есть три основных типа покраски, которые применяются по отношению к древесине:

  1. Защита бесцветным лаком;
  2. Затемнение древесины, декорация «под старину»;
  3. Полная покраска ламелей в неестественный цвет.

Зависимо от выбранного варианта подготовительный этап будет содержать разный набор инструментов, техник нанесения краски, типа лакокрасочных материалов.

Общим для этих этапов является нанесение защитных смесей на саму вагонку. Как правило, еще на фабрике обработанные доски покрывают противогрибковыми смесями. Однако, по прибытию материалов на место проведения ремонтных работ дерево необходимо повторно покрыть грунтовкой и дополнительными средствами: противопожарными смесями, антисептиками и др. Ключевым средством станет грунтовка — без нее схватывание лакокрасочных смесей к дереву может быть недостаточным, а значит, срок и качество службы покрытия может снизиться.

Покраска вагонки: актуальность вопроса

Можно долго говорить о достоинствах древесины как отделочного материала. Для него характерна и способность к тепло- и звукоизоляции, и возможность визуально скрывать неровности отделываемой поверхности, и простота монтажа, и, конечно же, долговечность. Таким образом, для вагонки характерны все преимущества, свойственные дереву. Однако, для дерева характерны и свои недостатки, такие как склонность к возгоранию, гниению, а также подверженность повреждению насекомыми и грибком. В связи с этим, несмотря на то, что вагонка является долговечным материалом, со временем она теряет свои первоначальные характеристики. Чтобы избежать этого, отделочным материалам из дерева необходимо обеспечить правильный уход, одним из этапов которого является покраска деревянной вагонки.

Важно! Покраска вагонки – завершающий этап отделочных мероприятий, однако к нему, также как и к осуществлению других этапов, необходимо подойти с должной ответственностью. От подбора наиболее эффективного лакокрасочного состава зависит эксплуатационный срок вагонки и ее способность сохранить первоначальные эксплуатационные характеристики.

Вагонка фото

Виды материалов для покраски

Чем красить вагонку? Ответить на этот вопрос бывает достаточно сложно. Дело в том, что существует множество составов, которые отличаются по своим характеристикам. Правильное их использование может преобразить помещение или, наоборот, испортить весь внешний вид.

Защитные составы

Данные растворы выступают в качестве защитников, но могут придавать определенный декоративный эффект.

Антипирены

Покрывать такими состава необходимо изделия, которые находятся в местах, где может произойти возгорание. Конечно, лучше пропитывать все деревянные материалы, используемые при отделочных работах.

На заметку! Своими руками нанести антипирены очень сложно, эффект получается не таким значительным. Поэтому следует отдавать предпочтение элементам, которые обработаны на производстве.

Антисептики

Вещества, которые ликвидируют угрозу появления различных видов бактерий, способствующих гниению и разрушению. Данный раствор отлично подходит в том случае, когда хочется оставить материал без изменений. Состав будет долгое время защищать изделие, благодаря чему оно не будет нуждаться в дополнительном окрашивании.


Антисептик защищает вагонку от различных бактерий

Лаки

В действительности, лаки уже ближе к красочным составам, но несут в себе хорошую защитную функцию. Покраска вагонки внутри дома может выполняться разными материалами:

  • Акриловый лак. Отлично подходит для всех внутренних помещений. Он бывает прозрачным и полупрозрачным. Если необходимо, то вещества поддаются колеровке.
  • Синтетические материалы. Данный вариант требует осторожности. На дачах им покрывают помещения, которые находятся при входе в дом.

Лаковыми составами работать довольно легко, нужно лишь учитывать, что для достижения более качественного результата требуется наносить их в несколько слоев.


Лак позволяет защитить вагонку от гниения, порчи и разрушения

На заметку! Отличным решением может выступать воск, который защищает элементы и придает им насыщенный оттенок. Но наносить его довольно трудно, ведь приходится буквально втирать его в поверхность.

Льняное масло

Натуральная водоотталкивающая пропитка. Проникает глубоко в структуру древесины, плотно укупоривает естественные поры. Благодаря этому влага теряет возможность впитываться в материал и разрушать его. Микроорганизмы в таких условиях не выживают, поэтому масло льна обладает сразу двойным эффектом. Кроме того, оно придает дереву легкий оттенок, ярко прорисовывая его текстуру.

Отбеливатели

Убирают пятна различного происхождения. Наносятся на основание на короткое время, после чего смываются водой. Не окрашивают в белый цвет, но готовят материал к дальнейшей отделке.

Олифы

Препараты, изготовляющиеся на основе натуральных или синтетических масел. Встречаются комбинированные варианты. Проникают внутрь пластин вагонки, защищают ее от влаги. Немного оттеняют структуру. Со временем проолифленные поверхности заметно желтеют и становятся липкими.

Воски

Составы со сходным с лаком действием. Тонируют древесину и придают ей благородный полуматовый блеск. Выпускаются в разных формах. Жидкие воски и на водной основе сразу готовы к работе. Твердые необходимо разогревать. Основная проблема заключается в сложности нанесения воска на поверхность. Он ложится неравномерно. Исправить это можно предварительной обработкой основания грунтовкой.

Антисептики

В их состав входят бактерицидные вещества, препятствующие развитию микроорганизмов и насекомых. Благодаря этому антисептики предотвращают появление плесени, грибка и т.п. Причем их с успехом применяют даже после того, как появились признаки заражения. Недостаток всех препаратов — постепенное выветривание, поэтому обрабатывать поверхность приходится регулярно.

Выпускаются в виде самостоятельных или комплексных средств. Первые бесцветны, вторые окрашены. Они изменяют естественную окраску дерева до выбранного владельцем тона. Кроме того, образуют пленку, защищающую деревянную основу от влаги.

Декоративные средства

Покраска деревянной вагонки при помощи декоративного покрытия означает, что естественный цвет древесины будет утрачен. Обычно это делается по прошествии определенного времени, когда неокрашенное дерево темнеет, или же у хозяев появляются иные креативные идеи.

Чем покрасить вагонку внутри дома? Существует немало различных декоративных покрытий, отвечающих вкусам даже самых требовательных эстетов. К ним относятся:

  • Масляная краска – является многолетним признанным лидером в сфере материалов для покраски древесины. Она глубоко впитывается внутрь, благодаря чему окрашенная поверхность получает надежную защиту. Она долго не выцветает. Основным минусом является то, что краска долго засыхает и имеет резкий специфический запах. Поэтому производить ремонтные работы рекомендуется в теплую погоду, чтобы можно было проветрить помещение.
  • Акриловая краска – лучше предыдущей по всем показателем. Акриловая краска быстро высыхает, не имеет резкого запаха, что дает возможность производить работы в любое удобное для вас время. Такая краска для вагонки долго не выцветает, сохраняя первоначальный блеск, обладает хорошей устойчивостью к влаге. Единственным минусом возможна высокая цена.
  • Акриловые аквалаки – по всеобщему мнению являются лучшим средством для обработки вагонки. Они являются экологически чистым продуктом. Лак образует надежное декоративное покрытие отличающееся долговечностью, устойчивостью к влаге и механическим воздействиям.
  • Алкидные лаки — окраска вагонки является основной функцией этого вида материала. Его преимуществами являются устойчивость к влаге и перепадам температур. Существенные недостатки – длительное высыхание, легкая воспламеняемость, высокая цена.
  • Декоративная глазурь – благодаря прозрачности прекрасно выделяет древесную текстуру. Для придания ей нужного цвета можно добавлять внутрь различные колеры.
  • Непрозрачные эмали – создает плотный слой на древесном полотне, полностью скрывая все дефекты и защищает изделие от механических повреждений, хорошо подходит для дачных построек.

Рекомендуем: Как заключить договор с агентством недвижимости

Масляная краска

Она считается одним из самых популярных веществ. Такой вариант используется на протяжении долгих десятилетий. Это объясняется тем, что раствор имеет отличные характеристики. Они заключаются в том, что состав проникает достаточно глубоко в верхние слои древесины, обеспечивая ее долгую сохранность. Покрытие сохраняет свои свойства на протяжении 7-10 лет.

Нельзя исключать и некоторые минусы:

  • Материал имеет насыщенный химический запах, который выветривается очень долго.
  • Первый пункт приводит к тому, что ограничивает время окрашивания. То есть работать в зимний период не представляется возможным, ведь требуется производить тщательное проветривание, что может разморозить весь дачный дом.
  • Защитное свойство краски таит другой недостаток – материал прочно закупоривает поры дерева, оно перестает дышать. Это значит, что будет испорчен тот микроклимат, который особенно ценен при применении вагонки.

Поэтому для внутренних работ данный состав используется крайне редко.

Морилки

Представляют собой специализированные жидкости, в основе которых имеется вода либо органические растворители, способные проникать в самую глубь дерева, создавая при этом определенный цветовой оттенок. Морилки также называют «бейц» – это иностранный термин. Рассматриваемые изделия не призваны защищать вагону. Они могут ее только затонировать, хотя в продаже можно встретить более функциональные продукты с ощутимым защитным эффектом, но они и стоят дороже.

Зачастую на деревянных досках проявляются темные пятнышки, образование коих не всегда становится понятным. Обрабатывать подобные участки допустимо при помощи отбеливателя, но для этого надо грамотно выбрать концентрацию и период выдержки. Стоит испытать состав на отходах вагонки, чтобы посмотреть, как поведет себя и изменится материал.

Лаки

Характеризуются прекрасным защитным эффектом в отношении дерева. Их разрешается задействовать для промазки вагонки в частном или дачном доме. К этим же составам обращаются, чтобы придать отделке более привлекательный внешний вид. Лаковые растворы, в основе которых лежит акрил, могут украсить поверхность вагонки, а также сформировать на ней особый барьер.

Специальный аквалак отличается минимальным уровнем аллергенности.

Его можно смело задействовать с целью обработки дерева внутри строения. Сохнет этот состав подольше, нежели органические жидкости, но является более безопасным для здоровья домочадцев. При помощи аквалака удастся создать или полностью, или немного матовую, глянцевую поверхность облицовки.

Если в рассматриваемый раствор внести понравившийся колер, в результате получится окрашивающее средство определенного оттенка. С наружной стороны подобный состав на облицовке долгое время продержаться не сможет, потому для уличного нанесения его применять не рекомендуется. Лаки, основанные на воде, формируют барьер для попадания пара.

В прочие лаковые композиции вносят компоненты, призванные защищать материал основы от воздействия лучей ультрафиолета. Подобными вариантами есть смысл обрабатывать поверхности, на которые попадает солнце на протяжении большей части дня. Неплохой стойкостью отличается алкидный лаковый состав. После высыхания покрытие из него может держаться на материале больше 10 лет. Часто внутри дачного дома из дерева подобными средствами советуют обрабатывать напольную доску. Любители интересных цветовых решений наносят алкидные растворы и на стены в жилище.

Антипирены

Вагонка, что установлена во внутренней части дачного дома, может находиться в непосредственной близости от отопительных систем, нагревающихся устройств. В таком случае деревянную отделку важно качественно защитить от вероятного воспламенения. Для этого идеально подходят специальные антипиреновые пропитки. В самостоятельном нанесении они могут оказаться не самыми «податливыми».

Проще приобрести для дачи такую вагонку, которая изначально пропитана рассматриваемыми составами. В помещениях, где имеет место концентрация влаги не более 70%, материал разрешается обрабатывать растворами умеренной устойчивости. В условиях внутренней части жилища подобные составы сохранятся на долгое время и стоят дешевле, нежели атмосферостойкие варианты.

Акрилатная краска

Сразу следует заметить, что данный вид очень схож с акриловыми составами, но имеет более низкую цену и необходимые характеристики.

Такой красящий вариант обладает следующими свойствами:

  1. Отсутствует неприятный запах, который нуждается в долгом проветривании.
  2. Покрытие получается намного эластичнее, что увеличивает срок службы. Оно успешнее противостоит агрессивной внешней среде. Это очень важно, ведь многие дачные дома остаются на зимний период без отопления.
  3. Поверхность остается дышащей, что позволяет поддерживать именно ту атмосферу, которая присуща деревянным конструкциям.
  4. Работы выполняются намного быстрее и проще.


Акрилатная краска позволяет создать эластичное, дышащие покрытие
Конечно, стоит такой материал несколько дороже, чем масляная краска, но результат превосходит все ожидания.

На заметку! Для окрашивания стен изнутри дома применяются и другие варианты, которые содержат на этикетке пометку – «для работ по дереву». Одной из таких разновидностей выступает морилка. Это отличный состав, позволяющий насытить дерево глубиной, но сохранить его цвет и текстуру.


Акрилатная краска для работ по дереву

Акриловая водоэмульсионная полупрозрачная краска

Образует на поверхности дерева тонкий слой, через который видны фактура и натуральный оттенок древесины. Такие краски скрывают незначительные дефекты отделки.


Полупрозрачная краска на вагонке

Выбираем средство для окрашивания

Покраска вагонки осуществляется при помощи:

  • масляных красок;
  • акриловых красок;
  • акриловых аквалаков и алкидных лакокрасочных материалов;
  • антисептик.


Вагонку можно покрыть масляной краской, которая подходит и для внутренних и для наружных работ
Краска для вагонки может быть масляной, как мы отметили. Она превосходно впитывается в дерево. Через нее обычно не проходит влага, осадки для масляной краски на улице не страшны. Но цвет может теряться со временем, еще один недостаток, она долго высыхает. Поэтому если материал был покрыт темной краской, то она быстро выгорит.

Что же касается акриловой краски, то она тоже отлично переносит все осадки, но ее цвет со временем не тускнеет. К тому же поверхность не потеряет способность пропускать воздух. Такие краски пропускают пар, обладают эластичными свойствами, не трескаются.

Аквалаки используются обычно внутри дачи. Ведь они экологически чистые, к тому же гипоаллергенны. Алкидный лак используется для покраски полов, так как материал покрытия твердый и выдерживает большие нагрузки. Правда, через десять лет древесину, покрытую таким лакокрасочным материалом, нужно будет перекрасить.

Краски на масляной основе

Классический проверенный метод обработки стен снаружи дома. Краски масляные обладают следующими достоинствами:

  • впитываются в поверхность, гарантируя защиту от проникновения влаги;
  • стойки к воздействию температуры, перепадам влажности.

Покраска такого типа имеет и некоторые недостатки, которые часто не считаются существенными, относясь, скорее, к категории естественного положения вещей.

  1. Составы высыхают очень долго – от 8 часов до нескольких суток. Поэтому прилипшая мошка и пылевые загрязнения возможны. Вдобавок, есть риск выпадения осадков и изменения поверхности краски из-за воздействия воды.
  2. С течением времени поверхность краски становится матовой, происходит изменение цвета. Особенно это заметно для крайних сегментов – темных и светлых цветовых оттенков.

Однако в целом краски на масляной основе очень функциональны. Они дешевы, не требуют специальных методов нанесения, довольно долго сохраняют свои характеристики, а красить стандартными методами умеют почти все.


Масляные краски — традиционное средство для окрашивания

Зачем нужна пропитка?

Некоторые владельцы частных домов не видят смысла в обработке поверхности вагонки пропитками. На самом деле, если тонкие дощечки ничем не покрывать, через определенный временной промежуток на них появятся не самые хорошие изменения. Если имеет место недостаточная вентиляция, вгонка покроется своеобразной синевой, а если на нее будет интенсивно воздействовать агрессивное солнце, то она может стать темно-серой.

Синева на вагонке обусловлена действием микроорганизмов, избавиться от коих удастся при помощи специальных окислителей, к примеру, хлора.

Процедура окажется не самой легкой и быстрой, будет сопровождаться характерными неприятными запахами. Если на вагонке появился сероватый налет от воздействия солнечных лучей, то от него удастся избавиться, обратившись к механической шлифовке. Но положительного эффекта от этих процедур вряд ли хватит на долгое время. Целесообразнее прибегать к обработке отделочного материала сразу после его монтажа. В таком случае проблем в дальнейшем удастся избежать.

Подходящие для вагонки пропитки не только защищают ее от негативных внешних факторов, но и делают ее более привлекательной эстетически. С таким дополнением интерьер выглядит приятнее, аккуратнее.

Вагонка, на которой присутствует водостойкая обработка, прослужит гораздо дольше, даже если будет находиться в сыром или нерегулярно отапливаемом помещении.

Особенности нанесения пропиток

Вагонка подразделяется на несколько типов. Разные материалы отличаются друг от друга числом и строением стыков. Исходя из этих параметров, требуется различный объем усилий для ее качественной подготовки.

При выполнении работ следует придерживаться определенных правил.

  • Прежде чем обработать вагонку любым из допустимых составов, необходимо внимательно осмотреть все доски. Если на них есть темные пятна, придется прибегнуть к локальному осветлению при помощи отбеливателя.

Рекомендуем: Необходимые знания о сетках против москитов

  • Далее всю поверхность понадобится немного промыть, используя разбавленный содовый раствор. Нужно будет дождаться, когда вода до конца испарится. Лишь после этого можно приступать к обработке вагонки грунтом и главным раствором либо сразу пропиткой.

  • Трещины надо закрыть шпаклевкой. Поверхности потребуют зачистки наждачкой.

  • Чтобы декоративный пласт закрепился лучше, вагонку можно загрунтовать. Грунт особенно тщательно надо распределить по швам. Чтобы нанести выбранную грунтовочную смесь на основную часть отделочного материала, можно задействовать удобный краскопульт, но в местах, где присутствуют стыки, лучше всего работать только с кисточкой.

Пропитки, несущие определенную функцию

Современные продавцы лакокрасочных материалов готовы предложить своим покупателям большой выбор различных вариантов пропиток. Между собой эти составы различаются, в зависимости от того, для какой цели они предназначаются.

Пинотекс Ультра позволит создать комплексную защиту для деревянных панелей

  1. Использование антипиренов. Эти вещества позволяют заметно снизить уровень пожароопасности обрабатываемого материала. Соответственно, обработка антипиреновым составом – обязательное условие для продления жизни вагонки, а также в целях обеспечения безопасности.

Это важно! Наносить антипирен принято под специальным давлением, соответственно, желательно, чтобы такой состав наносился на промышленном уровне. Только это позволит получить эффект более основательный, чем если вы будете наносить краску, понижающую горючесть, своими руками.

  1. Составы от бактерий. С помощью таких пропиток можно защитить вагонку от различного рода гниений, заражений, а также от поражений грибками и бактериями. При этом стоит обратить внимание, что для обработки внутренних стен необходимы покрытия со специальной пометкой. Это позволит выбрать безвредный вариант, который выполнен на водной основе;
  2. Лаки из акрила, имеющие водную основу. Их применение подходит для финишной отделки вагонки, если речь идет о покрытии внутри дома. Посредством акрила можно добиться не только чисто эстетического эффекта, но и защитить деревянные панели от внешнего воздействия.

Наносить акриловый лак следует двумя шагами:

  • Шаг 1 – нанесение прозрачной основы, что является обязательным условием, если вы находитесь в поиске того, как и чем лучше покрасить вагонку внутри дома;
  • Шаг 2 – непосредственное придание цвета, это возможно, если использовать специальную колеровочную смесь. Тут можно выбрать совершенно любой оттенок, в зависимости от ваших предпочтений.

Покрытие вагонки слоем колеровочной смеси

  1. Лаки на синтетической основе. Они отличаются большей токсичностью, чем лаки из акрила, основу которых составляет вода. Тем не менее, посредством синтетики можно добиться наиболее гладкой поверхности и блеска, поскольку в их составе имеются определенные вещества. Среди них – толуол, а также ксилол. Наличие в составе пропиток такого типа этих веществ позволяет применять их исключительно для наружных работ, в виду слишком высокой токсичности и вредности для жильцов дома;
  1. Восковые составы. Эти материалы для покрытия вагонки являются отличной заменой лака. С их помощью обеспечивается не только характерный лишь для них блеск полуматового типа, но и прекрасная защита деревянных панелей. Тем не менее, нанести этот состав непрофессионалу будет трудно, желательно, чтобы этим занимался только опытный мастер.

Простые методы

К самым простым и распространенным методам покраски вагонки снаружи дома относится обработка морилкой. С ее помощью можно достигать не только защиты от различных неблагоприятных факторов, но и создавать различные художественные эффекты.

Кроме того, сегодня можно найти морилку любого цвета, поэтому способ можно сравнивать с использованием цветных полупрозрачных пропиток. Подобный способ относится к самым простым и дешевым, однако его главный недостаток – недолговечность покрытия. Внешний вид стен снаружи дома лучше обновлять раз в год или два.

Как видим, качественная покраска отделки снаружи дома доступна и достаточно легко реализуется при должном усердии и внимательности. Современные составы могут обеспечить различные свойства защиты, а рынок предложит массу цветовых оттенков. Поэтому, если хотите отлично выглядящий дом – просто сделайте его таким.

https://youtu.be/1uRf3OwjSwU

Подготовка вагонки к покраске

Если средство для окрашивания выбрано, следует правильно подготовить поверхность панелей. От качества подготовки зависит качество покраски, поэтому данный этап является очень важным.

Для работы понадобится:

  • пемза;
  • чистая тряпка;
  • малярная кисть;
  • грунтовка.

Шаг 1. Очистка панелей

Сначала моем вагонкуОчистка поверхности вагонки

Сначала следует очистить вагонку от загрязнений. Берут 5 л теплой воды, разводят в ней 150г соды, а затем полученным раствором промывают всю поверхность. Для более качественного сцепления краски с деревом предыдущий слой покрытия рекомендуется полностью снять, особенно, если имеются отслоения и трещины. Для облегчения этого процесса можно использовать строительный фен и металлический шпатель: покрытие нагревают феном, после чего слой краски легко поддевается шпателем. Есть и специальные жидкости в магазинах: немного средства наносят на поверхность, ждут указанное на упаковке время, а затем трут вагонку жесткой щеткой и промывают.

Старую масляную краску можно убрать с помощью куска фольги и утюга: фольгу прикладывают к поверхности, медленно проглаживают утюгом и в течение 20 секунд снимают слои краски шпателем. После очистки внимательно осматривают всю вагонку: удаляют пятна плесени, обрабатывают потемневшие участки специальными отбеливателями. В завершение протирают доски чистой тряпкой, чтобы удалить малейшие кусочки краски и грязь. Если есть панели с повреждениями, их следует заменить.

Шаг 2. Шлифовка

Шлифовка

Чистую вагонку нужно тщательно отшлифовать, и лучше всего для этого подходит пемза или мелкозернистая наждачная бумага. Чтобы при шлифовке не пропустить ни один участок, рекомендуется поделить обшивку на небольшие квадраты и обрабатывать их последовательно. Не стоит сильно давить на поверхность панели или долго тереть один участок, шлифовать следует по возможности равномерно.

Полезные советы для покраски вагонки

Шаг 3. Грунтование

Грунтование

После шлифовки вагонку протирают от пыли и наносят кистью или краскопультом грунтовку, тщательно обрабатывая швы между досками. Одного слоя грунтовки будет достаточно. Очень часто грунтование поверхности производят тем же составом, который предназначен для покраски.

Полезные советы для новичков

Покраска вагонки требует непрерывного процесса. Кроме того, дважды наносить слой лака или краски на один и тот же участок ламели не стоит. Равномерное нанесение и непрерывность процесса — залог долгой службы покрытия.

Если с первого раза не получилось добиться необходимого оттенка, вагонку можно окрасить повторно (только после полного высыхания предыдущего слоя). Важно прокрашивать проблемные места вагонки: стыки замка, место среза, изъяны доски.

В вопросе о наиболее подходящем инструменте для нанесения краски нет однозначного ответа. Для вагонки типа «Штиль» можно использовать обычный валик, т. к. стыков между замками нет. Для рельефной вагонки лучше подойдет кисть. Проще всего наносить бесцветный лак из аэрозоля — изменяя угол нанесения спрея, можно пропитать все проблемные участки доски без особых усилий.

Покраску вагонки лучше производить в специальной одежде и обязательно в перчатках. Частой ошибкой маляров является нанесение другого типа краски руками или перчатками, испачканными предыдущим типом. Так можно «ляпнуть» зеленой краской на полотно и испортить всю работу.

При покраске ламелей в разные цвета использовать малярский скотч сложно и не выгодно. Окрашивание перед монтажом позволит заметно сэкономить время и избежать нелепых ошибок.

Снятие старого слоя краски во время косметического ремонта обязательно. Масляная краска снимается при помощи горячего утюга и фольги, также можно использовать неострый шпатель. При работе с вагонкой важно не повредить древесину — лишних царапин, вмятин, сколов быть не должно.

Нельзя использовать токсичные растворители для краски при работе с древесиной. Они могут стать причиной еще более глубокой пропитки дерева цветом, а вместе с этим — испортить внешний вид. Для снятия слоя краски неплохо подходит шлифовальная машина, которая снимет 0,5 мм древесины и обнажит естественную фактуру и цвет.

Покраска МДФ панелей или ПФХ вагонки бессмысленна. Необходимый дизайн можно создать, просто заказав панели с уже нанесенным рисунком или узором.

Деревянные ламели можно украшать узорами при помощи трафарета. На уже нанесенный слой краски прикладывается бумажный трафарет, рисунок наносится порошковой краской при помощи губки.

Примеры разных интерьеров и техник вы можете увидеть на фото.

Технология обработки вагонки

Так как покрасить вагонку нужно правильно, требуется соблюдение техники нанесения материала. Она предусматривает несколько этапов. Основание прежде всего должно быть подготовлено. Вагонка очищается от пыли при помощи водного раствора соды (150 г порошка на 5 л жидкости). Если на поверхности присутствует слой старой отделки, то его нужно удалить. Для этого используется наждачная бумага или пемза.

Нанесение защиты

Так как правильно нанесенная защита — залог длительной службы облицовочного материала, то эта процедура должна быть осуществлена еще до крепления вагонки на основание. Если сделать этого не удалось, то обрабатывать поверхность материала и стыки нужно максимально тщательно. Наносить состав требуется равномерным тонким слоем. Для работы применяется валик или кисть.

Максимального эффекта можно достичь при использовании пульверизатора. Если требуется нанесение нескольких слоев защиты, то каждый из них должен тщательно высохнуть перед нанесением следующего.

Подготовка к покраске

Если на вагонку уже было нанесено плотное покрытие, то от него следует избавиться. Делают это при помощи шпателя и фена или же шлифовальной машинки. Иногда с целью устранения старого декоративного слоя используются химические реагенты. Если снять его не получается, то перед нанесением нового покрытия необходимо обезжирить поверхность. Там, где старая краска осыпается, ее нужно счистить. Если присутствуют значительные дефекты (выпадения сучков, сколы, трещины) их следует зашпаклевать и отшлифовать до гладкого состояния.

Окрашивание

Если выбор красок и подготовка поверхности осуществлены, можно приступать к непосредственной отделке вагонки. Процесс имеет некоторые нюансы:

  • для основной части вагонки используется широкая кисть, а для стыков — узкая;
  • нанесение краски осуществляется с самой верхней части;
  • на одном участке линия должна быть непрерывной.

Слой не должен быть слишком толстым. После отделки на поверхность не должны попадать прямые солнечные лучи. Еще следует обеспечить стабильную температуру воздуха в помещении без резких перепадов. Если не получается использовать кисть, можно применить поролоновую губку.

Как правильно красить вагонку внутри: технология

Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.


Красят каждую дощечку вагонки отдельно

Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.

Рекомендуем: 5 вопросов, которые вы должны задать, покупая квартиру

Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.


Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.

Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.

  • Вагонка проверяется и сортируется. Все покореженные, выгнутые или треснувшие доски идут в отбраковку. На них можно тестировать цвет, подбирать цвет, количество слоев, отрабатывать технику и последовательность покраски.
  • Прошедшие сортировку доски шлифуются до полной гладкости. Эффективнее всего работать со шлифовальной машинкой, но можно и бруском с закрепленной на поверхности наждачной бумагой. Зерно наждачной бумаги — 250-280. При шлифовке круговыми движениями проходят лицевую поверхность, шип и паз. Тыльную часть вагонки можно оставить без обработки.


    Работать удобнее шлифовальной машинкой

  • Валиком или кистью наносят состав. Для каждого типа покрытия есть свои моменты и особенности — они прописаны на банке или в сопроводительной инструкции. В общем, правила простые: берут немного краски, наносят единичными мазками вдоль вагонки по всей длине. Потом тщательно растирают, растушевывают до получения однородного цвета.
  • Добившись равномерной окраски, оставляют сохнуть.
  • После высыхания при необходимости шлифуют еще раз. Этот этап часто необходим при работе с укрывистыми красками и лаками. Первый слой ЛКМ поднимает ворс древесины, из-за чего та становится местами шероховатой. Этот ворс снимается повторной шлифовкой.
  • Наносится второй слой ЛКМ. Сушится.

Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.

Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.

Правильное окрашивание: 12 советов

ФотоОписание

Совет 1
Перед работой краска тщательно перемешивается — это золотое правило.

Совет 2
Краска лучше ляжет, если работать не серединой кисти, а кончиком.

Совет 3
Выразить узор и подчеркнуть текстуру древесины можно воском, лаком, пигментированным маслом.

Совет 4
Насыщенность покрытия получается не накладыванием одного толстого слоя, а при создании нескольких тонких слоёв.

Совет 5
Краска лучше ложится во время длинных, непрерывных мазков.

Совет 6
Для прокраски трудных мест (стыки плинтусов, углы) используйте тонкую кисть 2–4 см.

Совет 7
Крашеная вагонка будет лучше смотреться, если финишный слой нанесён в одном направлении.

Совет 8
Второй и последующие слои делаются после высыхания предыдущего.

Совет 9
Равномерный цвет и блеск появятся, если во время работы регулярно перемешивать краску.

Совет 10
Грунтовка и антисептические смеси часто имеют определённый тон. Перед покупкой поинтересуйтесь, будет ли он соответствовать нужному колеру.

Совет 11
На даче (на открытом воздухе) лучше красить вагонку в безветренный, облачный, тёплый день.

Совет 12
Хорошее покрытие создаёт кисть из натуральной щетины.

Советы по выбору финишного покрытия и интересные идеи

Широкий выбор покрытий позволяет подобрать совершенно любой цвет и фактуру для вагонки. В условиях дачного дома лучше отдать предпочтение самым стойким и неприхотливым составам, которые не придется часто обновлять.

Если отделка новая, то стоит сохранить ее природный колорит и выбрать для обработки прозрачные средства: лаки, лазури.

В случае если на панелях имеется множество дефектов или старое покрытие, то без плотной, непрозрачной краски не обойтись. Улучшить внешний вид базовой поверхности можно за счет удаления верхнего слоя древесины, но это слишком трудоемкий и долгий процесс.


Необычная комбинация оттенков краски для вагонки

Цвета и оттенки вагонки можно комбинировать в отделке одного помещения. Этот прием позволяет разделить просторную комнату на зоны. Украсить или разнообразить дизайн, расставить акценты.


Цветовые акценты в отделке вагонкой

За счет цвета отделки можно добиться некоторых визуальных эффектов. Светлые оттенки расширяют пространство, темные, напротив, делают меньше. Белый потолок выглядит выше, чем коричневый.

Цветовое решение для вагонки может совпадать с палитрой оттенков, использованных в интерьере или контрастировать.


Гармоничное сочетание цветовой палитры текстиля и стен

Окрашивание вагонки с сохранением текстуры

Чтобы максимально сохранить естественную структуру дерева при окрашивании используют воск или лазурь. Техника их нанесения отличается от классического окрашивания за счет повышенной плотности составов. Покрытие наносится кистью или валиком прерывистыми движениями, создавая фрагменты по всей площади ламели. Той же кистью или валиком мазки растушевывают по поверхности до получения равномерно цвета и оставляют на 15 минут для высыхания. Затем доска обрабатывается безворсовой тканью для удаления излишков и проявления рисунка.

Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости

Воплощение разных идей при декорировании вагонки можно осуществить всякими методами. Самыми популярными техниками окрашивания являются:

  1. Беление. В этом случае для нанесения используется акриловая краска или специальная морилка. Красить необходимо тонким слоем. После высыхания вещество поверх него накладывается масло. Лишне его количество нужно сразу убрать. Если поверхность дополнительно затереть, можно получить красивый и выраженный древесный рисунок.
  2. Браширование. Такая техника подходит для декорирования мягких пород дерева, с которыми легко работать. Она предусматривает устранение верхнего слоя вагонки при помощи щетки-браша. После этого поверхность следует отшлифовать и покрасить морилкой.
  3. Нанесение парафина. Таким способом можно получить эффект состаривания, популярный в таких стилях, как кантри, прованс. Поверхность вагонки получается слегка потертой. Для такой обработки парафин следует тонким слоем нанести на основание, причем делается это неравномерно. После того как вещество высохнет, проводится патинирование вагонки. Когда краска высохнет, парафин придется убрать, а поверхность вскрыть морилкой.
  4. Патинирование. Эта техника предусматривает применение двух цветов, близких по тону. Один из них накладывается на основание толстым слоем. После его высыхания на поверхность наносится второй более тонкий слой другого цвета. В последнюю очередь вагонка обрабатывается наждачной бумагой.

Если воспользоваться советами опытных мастеров, можно существенно сэкономить средства на ремонте, например: использование комплексных лакокрасочных составов позволит быстрее добиться эффекта, а покрытие при этом будет прочно держаться. Если есть возможность, то защитным составом пропитывать материал нужно со всех сторон, а только потом крепить его на основание.

Масляная краска выцветает, поэтому стоит выбирать темные оттенки: изменение цвета не будет бросаться в глаза. Не стоит наносить краску на вагонку, если на улице слишком жарко. Горячий воздух способствует чрезмерно быстрому высыханию слоя и приведет к тому, что слой будет выглядеть неравномерно. Во время работы лакокрасочный состав нужно периодически перемешивать, чтобы смесь оставалась однородной.

Покраска вагонки позволит улучшить ее внешний вид, изменить интерьер, подчеркнуть натуральную красоту древесины. Но выбирать и наносить состав следует правильно. Если вагонка из дерева будет использоваться в сложных условиях (перепады температуры, отсутствие отопления), то лучше отдать предпочтение тем материалам, которые устойчивы к влиянию внешних факторов и не требуют регулярного обновления.

Лаки на алкидной основе

Хотя алкидные лаки обладают очень хорошими пользовательскими характеристиками, применяются они достаточно редко. Связано это с необходимостью иметь опыт работы с ними для получения действительно красивой и аккуратной поверхности. Если же нужные навыки присутствуют, алкидные составы обеспечат:

  • ровную и аккуратную поверхность;
  • отличный уровень защиты от влаги;
  • высокую прочность;
  • стабильность цвета на протяжении лет.

Срок службы качественно сделанного покрытия может достигать 10 лет. Но после этого лак начинает быстро разрушаться, а процесс его удаления для повторной покраски довольно трудоемок.


Алкидная эмаль для покрытия вагонки снаружи дома

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]